27 семьям погибших. Церковь стремилась укреплять веру воинов в истинность исповедуемых идеалов и усиливала решимость к самопожертвованию в ситуациях, требовавших такого мужественного шага. Многие полководцы и военачальники, генералы и офицеры русской армии тесно контактировали с Православной церковью в вопросах патриотического воспитания. Они стремились воспитывать у воинов чувство государственного патриотизма, сознательного отношения к своему воинскому долгу, собственного достоинства, смелости, инициативы, послушания и субординации. Наиболее ярко и полно это воплотилось в военно-педагогической деятельности П.А. Румянцева, A.B. Суворова, Г.А. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, М.И. Драгомирова, Д.А. Милютина, И.Д. Скобелева и других русских военачальников. Важный вклад в развитие взглядов на государственно-патриотическое воспитание воинов внесли декабристы, бывшие в большинстве своем образованными офицерами. Передовые люди своей эпохи П.И. Пестель, В.Ф. Раевский, М.Ф. Орлов и многие другие их товарищи обратили особое внимание на патриотическое и нравственное воспитание солдат. Воспитание они основывали на принципе гуманности, уважения личности солдата и заботе о его материальных и духовных потребностях. Заботясь об умственном развитии солдат, декабристы распространяли среди них грамотность. Что касается воспитания военно-патриотических и боевых качеств у воинов, то декабристы считали, что это лучше всего делать на основе принципов и методов, разработанных П.А. Румянцевым, A.B. Суворовым и М.В. Кутузовым. Рассматривая воинов как защитников Отечества, они большое внимание уделяли привитию им патриотизма, чувства воинского долга и воинской чести, дисциплинированности, бережного отношения к оружию, товарищеского взаимоотношения и |
убедительно свидетельствуют масштабы проведенных рекрутских наборов: за время войны (1812-1815 гг.) в армию поступило 1 млн. 237 тыс. рекрутов.1 Важным фактором, способствующим формированию государственного патриотизма в Отечественную войну, было и то, что в России бремя военной службы в абсолютном большинстве несли люди, исповедующие православие. По свидетельству известного русского военного социолога полковника Режепо П. А., воины православной веры в русской армии в конце XIXначале XX века составляли более 70 процентов. В этой связи следует отметить, что в дореволюционной России Православная Церковь играла важную роль в формировании у народа, воинов армии и флота государственно-патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности сражаться за свой народ, за Родину. В 1716 году впервые в уставах русской армии появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности и обязанности по нравственному и патриотическому воспитанию. Русская православная церковь важное место отводила становлению у воинов патриотического сознания, верности долгу и военной присяге, готовности к самопожертвованию во имя Отечества. Деятельность церкви в лице военного духовенства благоприятствовала эффективному воспитанию государственного патриотизма, прежде всего через: отработанные ритуалы благословения воинов на битву, на честное выполнение долга перед Царем и Отечеством; психологическую поддержку неопытных, малодушных; духовную помощь во время сражения; благотворительность со стороны церкви по отношению к семьям погибших. Церковь стремилась укреплять веру воинов в истинность исповедуемых идеалов и усиливала решимость к самопожертвованию в ситуациях, требовавших такого мужественного шага. 1 См.: Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России. (1811-1917 гг.) М., 2000. С. 97. 2См.: Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1908; Статистика полковников. СПб., 1905. 25 Многие полководцы и военачальники, генералы и офицеры русской армии тесно контактировали с Православной церковью в вопросах государственно-патриотического воспитания. Они стремились воспитывать у воинов чувство государственного патриотизма, сознательного отношения к своему воинскому долгу, собственного достоинства, смелости, инициативы, послушания и субординации. Наиболее ярко и полно это воплотилось в военнопедагогической деятельности П.А. Румянцева, A.B. Суворова, Г.А. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, М.И. Драгомирова, Д.А. Милютина, И.Д. Скобелева и других русских военачальников. Важный вклад в развитие взглядов на государственно-патриотическое воспитание воинов внесли декабристы, бывшие в большинстве своем образованными офицерами. Передовые люди своей эпохи П.И. Пестель, В.Ф. Раевский, М.Ф. Орлов и многие другие их товарищи обратили особое внимание на патриотическое и нравственное воспитание солдат. Воспитание они основывали на принципе гуманности, уважения личности солдата и заботе о его материальных и духовных потребностях. Заботясь об умственном развитии солдат, декабристы распространяли среди них грамотность. Что касается воспитания государственно-патриотических и боевых качеств у воинов, то декабристы считали, что это лучше всего делать на основе принципов и методов, разработанных П.А. Румянцевым, A.B. Суворовым и М.В. Кутузовым. Рассматривая воинов как защитников Отечества, они большое внимание уделяли привитию им государственного патриотизма, чувства воинского долга и воинской чести, дисциплинированности, бережного отношения к оружию, товарищеского взаимоотношения и взаимовыручки, любви к своей части, уважительного отношения к мирному населению. Так, П.А. Румянцев в приказах по войскам, неизменно требовал не чинить «никакого насилия и озлобления» мирному населению, обходиться с ним «со всяким снисхождением, а не жестокостью», не допускать грабежей и т.д. Ру26 |