24 устойчивое равновесие благодаря выполнению функциональных требований. Определение социального порядка, данное М. Вебером, фиксирует преимущественно его статические элементы и предполагает, что социокультурная динамика происходит путем движения от хаоса или "аксиологической пустоты” к социальному порядку, который в массовом и теоретическом сознании обычно оценивается положительно30. Еще одним важным моментом в анализе является введенное Вебером различение легитимности и легальности существующего социального порядка. Первое из них легитимность он использовал для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует индивидам, включенным в него, обязательные требования и устанавливает образец поведения. Этим специфически социологическим пониманием понятия легитимности Вебер стремится отличить эмпирическую легитимность социальногопорядка, связываемую с фактической значимостью для социального поведения людей, от' нормативной, характеризующейся формальным соответствием законам страны (легальностью)31. В дискуссиях славянофилов и западников, теоретиков либеральнодемократического и консервативно-демократического направлений с идеологами народничества рождались различные образы российского порядка, формировались национальные концепции цивилизационного развития. Особый интерес в этой связи вызывает «Концепция цивилизационного порядка в теории культурно-правовых типов И Л . Данилевского» (первый параграф), в которой формируется новая его модель. 13 предельно общем виде цивилизационный порядок как культурно-исторический тип общества, 30 Агафонов Ю. А. Становление нового социальногопорядка в России: институциональные и нормативно-правовые аспекты. Дисс. на соиск. уч. степ. д. ф. и. Ростов-на-Дону, 2000. С. 25. 31 См.: Давыдов Ю.Г1. М.Всбер: социология в системе наук о культуре // История теоретической социологии. Том 2. М., 1998. С.370-376. |
41 Р О С С И Й С К А Я Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Б И Б Л И О Т Е К А взаимоотношения между социальной организацией и личностной подсистемой; социокультурной регуляции, в том числе ценностно-нормативной регуляции и легитимизации, определяющих взаимодействие между личностью, с одной стороны, и социальной организацией и культурой, с другой1. Определение социального порядка, данное М. Вебером, фиксирует преимущественно его статические элементы и предполагает, что социокультурная динамика происходит путем движения от хаоса или “аксиологической пустоты” к социальному порядку, который в массовом и теоретическом сознании обычно оценивается положительно. Еще одним важным моментом, на наш взгляд, в анализе является введенное Вебером различение легитимности и легальности существующего социального порядка12. Первое из них —легитимность —он использовал для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует индивидам, включенным в него, обязательные требования и устанавливает образец поведения. Этим специфически социологическим пониманием понятия легитимности Вебер стремится отличить эмпирическую легитимность социального порядка, связываемую с фактической значимостью для социального поведения людей, от нормативной, характеризующейся формальным соответствием законам страны (легальностью)3. Таким образом, проанализировав отечественную и зарубежную литературу, по данной проблематике, мы пришли к выводу, что среди наиболее устоявшихся представлений о социальном порядке можно выделить такие его трактовки, как: об исторически определенном выражении общественной структуры, представляющей собой одну из характеристик последней, которая имеет не только теоретическое, но и практическое значение; 1Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная антология. М , 1999. С. 122. 2 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С.141. * См.: Давыдов Ю.Н. М.Вебер: социология в системе наук о культуре // История теоретической социологии. Том 2. М., 1998. С. 370-37$. |