26 связей во всех сферах социальной жизни. Под вторым — абсолютный критерий социальной эффективности, т.е. качество достигнутого уровня социальных взаимодействий, обеспечивающих равновесие и стабильное развитие социальной системы3 На основе проведенного анализа молено сделать заключение, что в теории социального порядка важное место занимает объяснение устойчивости социального порядка, где следует выделить четыре основных подхода: 1, Утилитаристский подход, согласно которому поддержание социального порядка отвечает личным интересам всех индивидов, особенно в сложных обществах, где высока степень разделения труда и взаимозависимости людей. Утилитаризм оказал не столь существенное влияние на социальную теорию по сравнению с экономической теорией (за исключением социологической обмена теории), и идея разумного или просвещенного эгоизма почти не фигурирует в социологических концепциях порядка. 2. Культурный подход, в рамках которого подчеркивается роль общих норм и ценностей. Основное положение данного подхода заключается в том, что члены общества обладают определенными общими убеждениями, например, такими, как неприкосновенность человеческой жизни, легитимность должным образом установленного авторитета, важность брака. Именно этот консеисус относительно надлежащего образа поведения и обеспечивает стабильность и порядок. Часто подчеркивается, что важную роль во многих обществах играет религия, объединяющая население па основе общего набора ценностей. Влиятельными представителями данного подхода среда социологов являются Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. Существует также марксистская версия культурного подхода. С этой точки зрения, хотя общность ценностей действительно может иметь место, на самом деле она 34 Казакова И.Д. Социологический анализ эффективности социальных систем в категориях порядков. Дисс. на соиск. уч. степ. Д. с. н. М., 2000. С. 24,25. |
42 о единстве свободы и необходимости, как процесс реализации познанной закономерности социального развития; об исторически определенном осознании равенства и социальной справедливости, которые объективируются в тех или иных демократических структурах. Последние —не только результат экономической зрелости общества, но предпосылки нового его духовного содержания*1; о системообразующем факторе и условии проявления системы, которое определяет течение и траекторию социальных процессов, рассматривает его в плоскостях реального и идеального порядков. Под первым понимается совокупность проявления конкретных форм социальных связей во всех сферах социальной жизни. Под вторым абсолютный критерий социальной эффективности, т.е. качество достигнутого уровня социальных взаимодействий, обеспечивающих равновесие и стабильное развитие социальной системы2. На основе проведенного анализа можно сделать заключение, что в теории социального порядка важное место занимает объяснение устойчивости социального порядка, где следует выделить четыре основных подхода: 1) Утилитаристский подход, согласно которому поддержание социального порядка отвечает личным интересам всех индивидов, особенно в сложных обществах, где высока степень разделения труда и взаимозависимости людей. Утилитаризм оказал не столь существенное влияние на социальную теорию по сравнению с экономической теорией и идея разумного или просвещенного эгоизма почти не фигурирует в социологических концепциях порядка. 2) Культурный подход, в рамках которого подчеркивается роль общих норм и ценностей. Основное положение данного подхода заключается в том, что члены общества обладают определенными общими убеждениями, например, такими, как неприкосновенность человеческой жизни, легитимность 1Сидоров В.Г. Указ. еоч. С. 229-231. 1 Казакова Н.Д. Социологический анализ эффективности социальных систем в категориях порядков. Дисс. на сонск. уч. степ. д. с. н. М , 2000. С. 24,25. 43 должным образом установленного авторитета, важность брака. Именно этот консенсус относительно надлежащего образа поведения и обеспечивает стабильность и порядок. Часто подчеркивается, что важную роль во многих обществах играет религия, объединяющая население на основе общего набора ценностей. Влиятельными представителями данного подхода среди социологов являются Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. Существует также марксистская версия культурного подхода. С этой точки зрения, хотя общность ценностей действительно может иметь место, на самом деле она навязывается теми, кто обладает властью. Таким образом, общая культура, обеспечивающая порядок, — это, в сущности, идеология, способствующая осуществлению интересов тех, кто обладает властью в обществе. 3) Третий подход, который подчеркивает значение власти и господства, то есть принуждения. Порядок обеспечивается использованием армии, полиции, суда, а также внутренней дисциплиной организаций, таких, как школы, бюрократические организации, предприятия, больницы и тюрьмы, или явной величиной экономической власти. Среди теоретиков социологии наиболее яркими представителями такого взгляда на роль принуждения в обеспечении социального порядка являются К. Маркс и М. Вебер, хотя очевидно, что и тот, и другой придавали также важное значение культуре и ценностям. Теоретики, подчеркивающие роль принуждения, прямо или косвенно поднимают важный вопрос. Порядок не является чем-то нейтральным, всегда необходимо задаваться вопросом о том, чьим интересам служит создаваемый социальный порядок. 4) Интеракционистский подход сосредоточивается, в сущности, на вопросе о возникновении социального порядка. Данное направление появилось, главным образом, благодаря этнометодологам и И. Гофману, которых интересовало, в отличие от упомянутых выше социологов, конструирование порядка на уровне повседневного социального взаимодействия. Они показывают, что существует множество правил, управляющих социальным взаимодействием, но в основном не осознаваемых нами. Участники взаимодействия |