Проверяемый текст
Василькова, Валерия Валентиновна; Синергетика и теория социальной самоорганизации (Диссертация 1999)
[стр. 76]

76 самоорганизации «само развитие выступает как феномен самоорганизации: процесс развития идентичен стадиальной развертке самоорганизующихся 99 систем» .
Собственно, синергетическое понимание процесса развития как саморазвития и самоорганизации и придает теории самоорганизации универсальный
характер, по мнению некоторых исследователей, позволяет говорить о перспективах разработки философии самоорганизации.
Подводя итог сказанному, мы можем согласиться с мнением Е.
Князевой и С.
Курдюмова о том, что от синергетики
«нельзя требовать объяснения всех типов структур, размеров и форм живого и неживого.
Но она ищет объяснение общих принципов эволюции мира —принципов усложнения, ускорения и экономии.
Она рассматривает эволюцию мира как эволюцию нелинейных иерархических субординированных сред.
Эволюция предстает как создание все более сложных нелинейных сред, способных объединять все большее количество простых структур и создавать все более сложную
организацию»100.
Подводя итог исследования в сфере нового понимания социального порядка, мы пришли к выводу, что подход к социальному порядку,, разработанный в рамках синергетической парадигмы, позволяет анализировать особенности социального порядка в новом типе общества, где качественным образом изменяются основания для формирования адекватного социального порядка, а строго иерархиезированные, вертикальные связи уступают место горизонтальным самоорганизующемся сетям.
’¡о К *)' Подводя итоги данной главы можно сделать следующие выводы.
Социально-филосфский анализ существующих в научной литературе точек зрения можно концептуализировать как позицию, согласно которой модель ” Философия на рубеже веков.
СПб., 1996.
С.
52.
100Князева Е.
Н., Курдюмов С.
П.
Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.
М„ 1994.
С.
49.
[стр. 174]

174 (этапы) процесса эволюции порядка (его возникновения, развития, самоусложнения и разрушения) и проявления различнойроли хаоса на этих этапах.
В предыдущей главе мы говорили о новационном эвристическом потенциале синергетики.
Говоря о ее синтезирующей роли, мы должны подчеркнуть, что эта роль основана на том факте, что теория самоорганизации не противоречит, но дополняет общефилософские представления о диалектических законах развития.
Рассматриваемые синергетикой закономерности самоорганизации разворачиваются в русле базовых диалектических категорий диалектики: количества — качества, меры — скачка, необходимого — случайного (детерминизма — вероятностности), части — целого, внутреннего — внешнего, дифференциации — интеграции и др.
Закономерности целостного процесса самоорганизации можно рассматривать как инвариант основных законов диалектики, описывающих источник, механизм и направленность развития (инвариант характеристики развития через кате♦ гории порядка и хаоса, развития как возможности самоструктурирования).
По меткому выражению Е.
Я.
Режабека, в концепции самоорганизации “само развитие выступает как феномен самоорганизации: процесс развития идентичен стадиальной развертке самоорганизующихся систем” [354.
С.
52].
Собственно, синергетическое понимание процесса развития как саморазвития и самоорганизации и придает теории самоорганизации универсальный
харако тер, по мнению некоторых исследователей позволяет говорить о перспективах разработки философии самоорганизации.
Подводя итог сказанному, мы можем согласиться с мнением Е.
Князевой и С.
Курдюмова о том, что от синергетики
“нельзя требовать объяснения всех типов структур, размеров и форм живого и неживого.
Но она ищет объяснение общих принципов эволюции мира — принципов усложнения, ускорения и экономии.
Она рассматривает эволюцию мира как эволюцию нелинейных иерархических субординированных сред.
Эволюция предстает как создание все более сложных нелинейных сред, способных объединять все большее количество простых структур и создавать все более сложную
организацию” [157.
С.
49].
I

[Back]