Проверяемый текст
Полякова, Наталья Львовна; Западные социологические теории общества XX века: историко-социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 84]

84 основывающаяся на концепции постиндустриального общества, уже в 80-е годы XX в.
показала свою неадекватность.
Дело в том, что хотя с 1950 по 1975 г.
во всех развитых странах действительно
наблюдался рост заиятоеги в сфере обслуживания при сокращении занятости в промышленности и сельском хозяйстве, однако, затем и из сферы обслуживания труд начал вытесняться самым интенсивным образом.
Сокращению оказались подвержены преимущественно работники банков, страховых, информационных' .
служб.
Кроме того, возникло явление,
которое заключалось в том, что покупатели стремились приобрести товары, могущие заменить услуги соответствующей сервисной службы.
К примеру, современный потребитель предпочитает иметь личный автомобиль, вместо того чтобы пользоваться общественным транспортом.
По данным Р.
Каплинского, на пользование услугами сферы обслуживания в 1974 г.
по сравнению с 1954 г.', люди стали тратить вместо 50-70% своего домашнего бюджета 10-20%, а на приобретение заменяющих их товаров вместо 30-50% 80-90%103.
Таким образом, уже в 1980-х годах труд вытеснялся из всех сфер экономики: из сельского хозяйства, промышленности и сферы обслуживания.
В этой ситуации закономерный характер современной безработицы социологи начали увязывать с процессом научно-технического развития, с компьютеризацией и роботизацией промышленности и управления, с появлением совершенно новых промышленных отраслей и закрытием старых, со структурной перестройкой экономики в целом.
О.
Тоффлер, например, выделял
«семь потоков», или причин, которые питают общую безработицу.
Во-первых, речь идет о структурной безработице, связанной с переструктурированием экономики, закрытием, сокращением или перемещением в другие районы страны отраслей промышленности.
Вовторых, он вычленил поток безработицы, связанный с тенденциями развития международной торговли, конкуренции, демпинга, неожиданных спадов и подъемов в экономике.
В-третьих, технологическую безработицу,
ЮЗ Kaplinski R.
Automation: The Technology and Society.
Harlow,1984.
-pp.125.
[стр. 317]

317 В 70-е годы рост безработицы связывался с общим процессом “деиндустриализации”, состоящим в том, что сфера производства перестала играть в обществе доминирующую роль, определяющую все социальные процессы.
В наиболее полном и разработанном виде эта точка зрения была представлена в концепции постиндустриального общества Д.
Белла, а также в концепции “дезорганизованного капитализма” К.
Оффе, С.
Лэша и Дж.
Урри.
иПостиндустриальное общество9? это сервисное общество, т.
е.
общество, в экономике которого главную роль играет не сельское хозяйство и промышленность, а сфера услуг.
Сфера услуг это наука, образование, государство и управление, медицина, социальное обеспечение и страхование, научная, управленческая, коммуникативная инфраструктура промышленности.
Именно она играет главенствующую роль в постиндустриальном обществе и именно она выступает в качестве главного работодателя.
Из индустриального же сектора труд вытесняется процессами автоматизации и компьютеризации.
т “Деиндустриализация”, по мнению единомышленников Д.
Белла, является главным направлением прогрессивного развития общества, и поэтому такие ее негативные последствия, как рост безработицы, нельзя рассматривать в качестве безусловно патологического явления.
Выходом из ситуации может служить развитие сферы обслуживания.
Внимание должно быть переключено с системы производства на систему распределения в самом широком смысле слова на развитие образования, здравоохранения, культуры, которые и создадут новые рабочие места.
Проблема заключается в том, чтобы перебросить излишек рабочей силы из промышленности в сферу услуг.
Подобная точка зрения на возможные пути ликвидации безработицы, основывающаяся на концепции постиндустриального общества, уже в 80-е годы показала свою неадекватность.
Дело в том, что хотя с 1950 по 1975 г.
во всех развитых странах действительно
алея рост занятости в сфере обслуживания при сокращении занятости в промышленности и сельском

[стр.,318]

318 хозяйстве, однако, затем и из сферы обслуживания труд начал самым интенсивным образом.
Сокращению оказались подвержены преимущественно работники банков, страховых, информационных служб.
Кроме того, возникло явление,
называемое ныне экономическим самообслуживанием.
Оно заключалось в том, что покупатели стремились приобрести 'товары, могущие заменить услуги соответствующей сервисной службы.
К примеру, современный потребитель предпочитает иметь личный автомобиль, вместо того чтобы пользоваться общественным транспортом.
По данным Р.
Каплинского, на пользование услугами сферы обслуживания в 1974 г.
по сравнению с 1954 г., люди стали тратить вместо 50-70% своего домашнего бюджета 10-20%, а на приобретение заменяющих их товаров вместо 30-50% 80-90%'.
Таким образом, уже в 1980-х годах труд вытеснялся из всех сфер * экономики: из сельского хозяйства, промышленности и сферы обслуживания.
В этой ситуации закономерный характер современной безработицы социологи начали увязывать с процессом научно-технического развития, с компьютеризацией и роботизацией промышленности и управления с появлением совершенно новых промышленных отраслей и закрытием старых, со структурной перестройкой экономики в целом.
О.
Тоффлер, например, выделял
“семь потоков”, или причин, которые питают общую безработицу.
Во-первых, речь идет о структурной безработице, связанной с переструктурированием экономики, закрытием, сокращением или перемещением в другие районы страны отраслей промышленности.
Во-вторых, он вычленил поток безработицы, связанный с тенденциями развития международной торговли, конкуренции, демпинга, неожиданных спадов и подъемов в экономике.
В-третьих, технологическую безработицу,
связанную с развитием научно-технического прогресса, а именно с тем, что уровень технологии повышается и для функционирования промышленности требуется 1Kaplinski R.
Automation: The Technology and Society.
Harlow, 1984.
P.

125.

[Back]