Проверяемый текст
Полякова, Наталья Львовна; Западные социологические теории общества XX века: историко-социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 89]

89 Во все большей степени признается, что люди нуждаются в отдыхе и образовании нс только для ведения профессиональной деятельности, но и для того, чтобы соответствовать требованиям жизни за пределами сферы труда.
При всей разнице подходов и теоретических установок, существующих у различных исследователей в осмыслении ими трудового общества и специфики наблюдаемого исторического перехода, все они выделяют в этом отношении несколько характерных процессов и явлений.
Совокупность этих явлений и составляет концепцию
«конца трудового общества», оформившуюся в 80-х годах XX в.
Конец трудового общества означает, что «труд и позиция работающих в сфере производства не рассматриваются более как главный организующий принцип социальных структур; динамика социального развития не рассматривается как возникающая из конфликтов по поводу контроля в промышленном производстве; оптимизация техникоорганизационных отношений или экономических средств и целей посредством индустриальной капиталистической рациональности пе рассматривается более как форма рациональности, которая приведет' к дальнейшему социальному развитию»106.
Еще одним новым явлением, которое можно сейчас наблюдать и которое также было во многом обусловлено телекоммуникационной революцией —это изменение организационных принципов, лежащих в основе управления трудовым и социальным процессом.
Трансформация сферы труда, порожденная телекоммуникационной революцией, с одной стороны, потребовала изменения организационных и управленческих моделей, перехода от гигантских, суперцентрализованных социально-экономических и политических структур к малым децентрализованным предприятиям, к локальным структурам низового уровня.
С другой стороны, информационная технология оказалась принципиально новым и очень значимым социальным и экономическим
<» о ^ с 0 □¡во^алЬсй СарЙаИят: СоШстрогагу Тгапзйтпайоп оГ Work апс1 Ро!Шсз.-СатЪпс^е.-1.опс1оп, 1985.
Р.
132.
[стр. 323]

323 Соответственно, тема труда как такового не является более центральной, уже не имеет того социологического и культурного значения, которое определяет все другие темы.
Экономический прогресс последних десятилетий резко поднял уровень жизни и качественно изменил жизненные стандарты.
Это привело к возрастанию автономности личности и увеличению значимости далеких от труда измерений жизни.
Во все большей степени признается, что люди нуждаются в отдыхе и образовании
не только для ведения профессиональной деятельности, но и для того, чтобы соответствовать требованиям жизни за пределами сферы труда.
При всей разнице подходов и теоретических установок, существующих у » различных исследователей в осмыслении ими трудового общества и специфики наблюдаемого исторического перехода, все они выделяют в этом отношении несколько характерных процессов и явлений.
Совокупность этих явлений и составляет концепцию
и трудового оформившуюся в 80-х годах.
Конец трудового общества означает, что “труд и позиция работающих в сфере производства не рассматриваются более как главный организующий принцип социальных структур; динамика социального развития не рассматривается как возникающая из конфликтов по поводу контроля в промышленном производстве; оптимизация технико-организационных отношении или экономических средств и целей посредством индустриальном капиталистической рациональности не рассматривается более как форма рациональности, которая приведет к дальнейшему социальному развитию»3 Подчеркнем, что тезис, в соответствии с которым не сфера труда и производства конституирует общество, а наоборот, сама эта сфера труда выступает как “извне конституируемая”, фактически означал осознание того 3 Offe C.
Disorganized Capitalism: Contemporary Transformation of Work and Politics.
Cambridge.
London, 1985.
P.
132.


[стр.,324]

факта, что общества претерпевают фундаментальную 324 историческую трансформацию, цивилизационный сдвиг, который порождает совершенно новую по своей природе социальную реальность.
“Трудовая природа” социальной реальности уходит в прошлое и на смену ей приходит “информационная природа” социальной реальности.
Появление новых организационных форм и стратегий.
Еще одним новым явлением, которое можно было наблюдать уже в начале 70-х и которое также было во многом обусловлено телекоммуникационной революцией, было изменение организационных принципов, лежащих в основе управления трудовым и социальным процессом.
Трансформация сферы труда, порожденная телекоммуникационной революцией, с одной стороны, потребовала изменения организационных и управленческих моделей, перехода от гигантских, суперцентрализованных социально-экономических и политических структур к малым децентрализованным предприятиям, к локальным структурам низового уровня.
С другой стороны, информационная технология оказалась принципиально новым и очень значимым социальным и экономическим
ресурсом, который и позволил отказаться от организационных и управленческих моделей организованного капитализма, заменить массовое стандартизированное производство системой информатизированного производства.
Конечным продуктом такого производства являются уже не миллионы идентичных стандартизированных товаров а индивидуализированные продукты потребления и услуги, а наилучшим способом организации такого производства и труда становится адхоккратия4 временная, ситуативная организация, направленная на решение какой-то конкретной задачи, реализацию конкретного проекта, в которой каждый организационный компонент является свободным 4Отлатинскогоайкосприменительнок обстоятельствам.

[Back]