Проверяемый текст
Ершов, Вячеслав Алексеевич Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школыЕршов, Вячеслав Алексеевич; Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы (Диссертация 2000)
[стр. 120]

отвечает требованиям культурно-этнической идентификации и является разрушительным для индивида.
Эта проблема еще в начале века была поставлена С.И.
Гессеном, который отмечал, что культура, окружающая личность, особенно «иная», обладает «центробежной силой» и может привести к разрушению национальной личности
(36, 447).
Т.
Рюлькер, эксперт ЮНЕСКО по проблемам поликультурного образования, подчеркивает, что задача «поликультурного образования не в том, чтобы I заставить людей отказаться от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этнической группе оценить в равной мере собственную и чужую культурную идентичность» (148, 72).
Итак, задача социально-культурной идентификации предполагает формирование национально-культурного самосознания, основанного как на ценностях уважения иных этнических общностей и стремления к пониманию их особенностей, так и способности критического их изучения.
Культурно-этническая идентификация предполагает возможность получать глубокие и соответствующие знания о «своей культуре», т.
е.
культуре, которую несут первичные референтные группы, такие, как семья, родственники, соседи, религиозные общины, этнос, что определяет содержательную задачу предоставления самых широких возможностей знакомства с историко-культурными корнями личности как представителя семьи, социальной группы, религиозной общины, этноса.
Не вызывает сомнения, что возможности современного учителя крайне ограничены, т.
к.
целенаправленная нивелировка национальнокультурных различий в предшествующие десятилетия отразилась на информационной базе.
Но вместе с тем этот же факт становится стимулом к поиску и возрождению традиций этносов, предполагает поисковый характер процесса обучения, который является
120
[стр. 84]

поликультурного образования от глобального, которое ориентировано на воспитание гражданина мира.
Разрабатывая цели и задачи поликультурного образования, следует исходить из фундаментального методологического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, обычаев, стиля одежды, кухни, правил поведения, символов, веры, образования, только она культура разная.
Эта культура не является плохой или хорошей, более или менее развитой, варварской или цивилизованной.
Она всего лишь разная не похожая на другие.
Взаимодействие культур, не похожих друг на друга, строится на принципах взаимоуважения и исключает любые формы дискриминации.
Важнейшим условием успешной поликультурной подготовки индивида является формирование его представлений о социокультурной идентичности.
Исходя из вышеназванных посылок, цель поликультурного образования можно сформулировать следующим образом: формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнической общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
Цель поликультурного образования состоит не в том, чтобы заставить других людей отказаться от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этнической группе оценить в равной мере собственную и чужую культурную идентичность.
Вопрос состоит не в том, чтобы отдать предпочтение национальной культуре, по отношению к которой другие культуры были бы переведены во второразрядные, или поддерживать социальную ситуацию, при которой одна культура ? 84

[стр.,88]

основополагающим при формулировке первой задачи поликультурного образования.
Национально-культурная идентификация возможна при следующих условиях: формировании мотивации саморазвития в культуре, развитии исторической памяти и патриотизма, оформлении национального самосознания и умения, необходимых для воспроизводства различных элементов культуры.
Нельзя не учитывать, что национально-культурная идентификация может проявляться и в крайних националистических вариантах, что не способствует развитию диалога между этносами, а блокируют его.
Следовательно, разрабатывая задачи национально-культурной идентификации, необходимо провести четкую грань между национальным и националистическим.
Национализм дискриминационные проявления в отношении любого иного этноса, которые подчеркивают культурно-этническое преимущество одного сообщества перед другим и легетимизируют неравноправное положение этносов.
Сдерживать националистические тенденции в структуре поликультурного образования призваны задачи формирования ценностей взаимного уважения и совместной деятельности представителей различных этнических групп, многообразия социальнокультурных форм и т.
д.
Противоположной тенденцией склонности к дискриминации является огульное восхваление «иного» и вменение себе в постоянную обязанность воспринимать «иное» в его непохожести, что также не отвечает требованиям культурно-этнической идентификации и является разрушительным для индивида.
Эта проблема еще в начале века была поставлена С.И.
Гессеном, который отмечал, что культура, окружающая личность, особенно «иная», обладает «центробежной силой» и может привести к разрушению национальной личности
(34, 447).
Т.
Рюлькер, 88

[стр.,89]

эксперт ЮНЕСКО по проблемам поликультурного образования, подчеркивает, что задача «поликультурного образования не в том, чтобы заставить людей отказаться от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этнической группе оценить в равной мере собственную и чужую культурную идентичность» (130, 72).
Итак, задача социально-культурной идентификации предполагает формирование национально-культурного самосознания, основанного как на ценностях уважения иных этнических общностей и стремления к пониманию их особенностей, так и способности критического их изучения.
Культурно-этническая идентификация предполагает возможность получать глубокие и соответствующие знания о «своей культуре», т.
е.
культуре, которую несут первичные референтные группы, такие, как семья, родственники, соседи, религиозные общины, этнос, что определяет содержательную задачу предоставления самых широких возможностей знакомства с историко-культурными корнями личности как представителя семьи, социальной группы, религиозной общины, этноса.
Не вызывает сомнения, что возможности современного учителя крайне ограничены, т.
к.
целенаправленная нивелировка национально-культурных различий в предшествующие десятилетия отразилась на информационной базе.
Но вместе с тем этот же факт становится стимулом к поиску и возрождению традиций этносов, предполагает поисковый характер процесса обучения, который является
высокоэффективным, хотя и требует значительной затраты энергии преподавателя и подготовленности учащихся.
Становление культуры любой этнической общности шло многообразными путями и не избежало процессов взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения культур.
Любая культура является не только результатом внутрегенетического развития, но и диалога культур.
Лингвистические источники, традиции и обычаи, мировоззрение и наука, искусство и религия несут на себе отпечаток вольного или

[Back]