высокоэффективным, хотя и требует значительной затраты энергии преподавателя и подготовленности учащихся. Становление культуры любой этнической общности шло многообразными путями и не избежало процессов взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения культур. Любая культура является не только результатом внутрегенетического развития, но и диалога культур. Лингвистические источники, традиции и обычаи, мировоззрение и наука, искусство и религия несут на себе отпечаток вольного или невольного диалога между этническими культурами. Следовательно, логика становления и развития этносов предполагает изучение культур, которые оказали значительное влияние на формирование и развитие этнической культуры исследователя. Нельзя игнорировать факт многообразия источников формирования этнического, а значит нельзя, избежать изучения самих источников. Исследуя национальную культуру, необходимо знакомиться со всем многообразием процессов взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения различных элементов культур, чтобы сформировать целостную картину развития этноса. Процесс формирования национальной культуры связан с признанием многообразия «культурно-исторического фона», который является фактором формирования и развития любой культурноэтнической общности. Этот факт определяет следующую задачу поликультурного образования: формирование представлений о культурно-национальном многообразии мира как в пространстве, так и во времени на примере национальной культуры ученика. При реализации поставленной задачи следует рассматривать формирование любой этнической культуры как итог разнообразного взаимодействия многих этносов. Процесс взаимодействия культур, в результате которого ценности этнических сообществ, формы и средства самореализации их в 121 |
эксперт ЮНЕСКО по проблемам поликультурного образования, подчеркивает, что задача «поликультурного образования не в том, чтобы заставить людей отказаться от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этнической группе оценить в равной мере собственную и чужую культурную идентичность» (130, 72). Итак, задача социально-культурной идентификации предполагает формирование национально-культурного самосознания, основанного как на ценностях уважения иных этнических общностей и стремления к пониманию их особенностей, так и способности критического их изучения. Культурно-этническая идентификация предполагает возможность получать глубокие и соответствующие знания о «своей культуре», т. е. культуре, которую несут первичные референтные группы, такие, как семья, родственники, соседи, религиозные общины, этнос, что определяет содержательную задачу предоставления самых широких возможностей знакомства с историко-культурными корнями личности как представителя семьи, социальной группы, религиозной общины, этноса. Не вызывает сомнения, что возможности современного учителя крайне ограничены, т. к. целенаправленная нивелировка национально-культурных различий в предшествующие десятилетия отразилась на информационной базе. Но вместе с тем этот же факт становится стимулом к поиску и возрождению традиций этносов, предполагает поисковый характер процесса обучения, который является высокоэффективным, хотя и требует значительной затраты энергии преподавателя и подготовленности учащихся. Становление культуры любой этнической общности шло многообразными путями и не избежало процессов взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения культур. Любая культура является не только результатом внутрегенетического развития, но и диалога культур. Лингвистические источники, традиции и обычаи, мировоззрение и наука, искусство и религия несут на себе отпечаток вольного или ? невольного диалога между этническими культурами. Следовательно, логика становления и развития этносов предполагает изучение культур, которые оказали значительное влияние на формирование и развитие этнической культуры исследователя. Нельзя игнорировать факт многообразия источников формирования этнического, а значит нельзя, избежать изучения самих источников. Исследуя национальную культуру, необходимо знакомиться со всем многообразием процессов взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения различных элементов культур, чтобы сформировать целостную картину развития этноса. Процесс формирования национальной культуры связан с признанием многообразия «культурно-исторического фона», который является фактором формирования и развития любой культурно-этнической общности. Этот факт определяет следующую задачу поликультурного образования: формирование представлений о культурно-национальном многообразии мира как в пространстве, так и во времени на примере национальной культуры ученика. При реализации поставленной задачи следует рассматривать формирование любой этнической культуры как итог разнообразного взаимодействия многих этносов. Процесс взаимодействия культур, в результате которого ценности этнических сообществ, формы и средства самореализации их в культуре находятся в постоянной динамике, продолжается. В соответствии с этимиу фактами, задача формирования представлений о национально-культурном многообразии мира подразумевает знакомство учащихся с источниками становления национальной культуры школьника, механизмами и последствиями межкультурных контактов этнических групп, признание факта культурно-этнического цивилизации. Знание о культурном многообразии современного мира предполагает равноправие культур. Признание культурной самобытности 90 |