Активная работа над формированием понятийного аппарата, которым предполагается «оснастить» учащихся, означает использование в образовательном процессе достаточно сложные мыслительные операции. Предлагаемые традиционной программой способности к анализу, обобщению, соотнесению, критике и т. д., являются, конечно, необходимыми, но все же недостаточными для описания всего многообразия культурного окружения. Среди специфических видов мыслительной деятельности выделяются следующие: способность к интерпретации, пониманию, идентификации с «иным», рефлексии, проектированию, моделированию и т. д. Для реализации поставленной задачи необходимо введение элементов содержания, связанного с культурой мышления, что позволит предъявить учащимся ряд механизмов мыслительной деятельности не только для их опознавания, а, прежде всего, для их осознанного использования. Эта посылка определяет следующую задачу: формирование элементов поликультурного мышления, что подразумевает введение не только определенного круга понятий, но и формирование способностей к специфической мыслительной деятельности, особенности которой определяются диалогическим характером культуры и поликультурностыо современного мира. Проблематика поликультурного мышления является одной из наиболее значимых при исследовании проблем поликультурного образования. Методология мышления, к сожалению, не включается не только в школьный курс, но и не каждое высшее учебное заведение может обеспечить полноценное изучение основ мыслительной деятельности и привить культуру мышления. Этот недостаток сказывается на современной школе, которая страдает не только от нехватки средств, но и от недостатка высококвалифицированных кадров и методик. Первым шагом к формированию поликультурного мышления 124 |
Одной из основных задач поликультурного образования является формирование способностей к описанию поликультурной среды через овладение специальным понятийным аппаратом, который позволит опиЬывать явления культуры во всем их многообразии. Значимым является изучение истории формирования понятий, так как это позволяет уточнить представления исследователей о явлении и определяет отношение к нему в политической, социальной, культурной и экономической сферах человеческой деятельности. Способность к описанию иного приобретается через способность к самоописанию. Этим определяется следующая задача поликультурного образования: формирование способности к описанию себя как представителя этноса, социальной группы, религиозной общины, семьи и т. Д. Необходимо отметить, что самоидентификация и способность к самоописанию достаточно близкие по своей сути явления. Нельзя говорить об осознанной самоидентификации, если человек не способен описать ее суть, причины, мотивы и т. д. Недостаточно назвать себя русским, необходимо описать себя как русского, введя критерии и основания своей национально-культурной принадлежности. Активная работа над формированием понятийного аппарата, которым предполагается «оснастить» учащихся, означает использование в образовательном процессе достаточно сложные мыслительные операции. Предлагаемые традиционной программой способности к анализу, обобщению, соотнесению, критике и т. д., являются, конечно, необходимыми, но все же недостаточными для описания всего многообразия культурного окружения. Среди специфических видов мыслительной деятельности выделяются следующие: способность к интерпретации, пониманию, идентификации с «иным», рефлексии, проектированию, моделированию и т. д. Для реализации поставленной задачи необходимо введение элементов содержания, связанного с культурой мышления, что позволит предъявить учащимся ряд механизмов мыслительной деятельности не только для их опознавания, а прежде всего для их осознанного использования. Эта посылка определяет следующую задачу: формирование элементов поликультурного мышления, что подразумевает введение не только определенного круга понятий, но и формирование способностей к специфической мыслительной деятельности, особенности которой определяются диалогическим характером культуры и поликультурностью современного мира. Проблематика поликультурного мышления является одной из наиболее значимых при исследовании проблем поликультурного образования. Методология мышления, к сожалению, не включается не только в школьный курс, но и не каждое высшее учебное заведение может обеспечить полноценное изучение основ мыслительной деятельности и привить культуру мышления. Этот недостаток сказывается на современной школе, которая страдает не только от нехватки средств, но и от недостатка высококвалифицированных кадров и методик. Первым шагом к формированию поликультурного мышления является овладение основами мыслительной деятельности, но не только операционно в результате многократного повторения. Прежде всего необходима организация осознания учащимися внутренней структуры мыслительной деятельности. Одним из условий понимания и ценностного осмысления иного является способность реконструировать ценностные основания представителей иной культуры, то есть способность реконструировать мыслительные операции участников диалога. Конечно, отечественная педагогика имеет огромный теоретический и практический опыт развития мышления учащихся как вообще, так и на основании отдельных учебных дисциплин, но проблематика поликультурного мышления остается нераскрытой. Хотя необходимо отметить исследования И.Я. Лернера в области развития мышления учащихся в процессе обучения истории, которые могут стать 93 |