является овладение основами мыслительной деятельности, но не только операционно в результате многократного повторения. Прежде всего, необходима организация осознания учащимися внутренней структуры мыслительной деятельности. Одним из условий понимания и ценностного осмысления иного является способность реконструировать ценностные основания представителей иной культуры, то есть способность реконструировать мыслительные операции участников диалога. Конечно, отечественная педагогика имеет огромный теоретический и практический опыт развития мышления учащихся как вообще, так и на основании отдельных учебных дисциплин, но проблематика поликультурного мышления остается нераскрытой. Хотя необходимо отметить исследования И.Я. Лернера в области развития мышления учащихся в процессе обучения истории, которые могут стать методологической основой для разработки проблем поликультурного мышления как особого явления мыслительной культуры (98). Могут быть привлечены исследования философии (герменевтика), эстетики, теории искусства и т. д., то есть те научные области, которые подразумевают проблематику понимания «иного», его сути и ценностных оснований. В теоретических педагогических исследованиях сегодня ставятся вопросы использования достижений общественных наук в области понимания «иного». И.И. Сулима (1999) выделяет проблему формирования герменевтически ориентированного типа образования, которое готовит «учащихся к восприятию инаковости, настраивает на переживание и сопереживание» (163, 37). Понимающее образование открывает мир человеку, а человека миру, не срывая все «покровы насильно и разом, а показывая смыслы, давая их почувствовать» (163, 37). Итак, формирование поликультурного мышления учащихся предполагает введение специфических мыслительных операций и 125 |
культурой мышления, что позволит предъявить учащимся ряд механизмов мыслительной деятельности не только для их опознавания, а прежде всего для их осознанного использования. Эта посылка определяет следующую задачу: формирование элементов поликультурного мышления, что подразумевает введение не только определенного круга понятий, но и формирование способностей к специфической мыслительной деятельности, особенности которой определяются диалогическим характером культуры и поликультурностью современного мира. Проблематика поликультурного мышления является одной из наиболее значимых при исследовании проблем поликультурного образования. Методология мышления, к сожалению, не включается не только в школьный курс, но и не каждое высшее учебное заведение может обеспечить полноценное изучение основ мыслительной деятельности и привить культуру мышления. Этот недостаток сказывается на современной школе, которая страдает не только от нехватки средств, но и от недостатка высококвалифицированных кадров и методик. Первым шагом к формированию поликультурного мышления является овладение основами мыслительной деятельности, но не только операционно в результате многократного повторения. Прежде всего необходима организация осознания учащимися внутренней структуры мыслительной деятельности. Одним из условий понимания и ценностного осмысления иного является способность реконструировать ценностные основания представителей иной культуры, то есть способность реконструировать мыслительные операции участников диалога. Конечно, отечественная педагогика имеет огромный теоретический и практический опыт развития мышления учащихся как вообще, так и на основании отдельных учебных дисциплин, но проблематика поликультурного мышления остается нераскрытой. Хотя необходимо отметить исследования И.Я. Лернера в области развития мышления учащихся в процессе обучения истории, которые могут стать 93 Ч Л* ? ? .* * 'т' ' Л « * * * “' :Ч {а« # « * ' I методологической основой для разработки проблем поликультурного мышления как особого явления мыслительной культуры (83). Могут быть привлечены исследования философии (герменевтика), эстетики, теории искусства и т. д., то есть те научные области, которые подразумевают проблематику понимания «иного», его сути и ценностных оснований. В теоретических педагогических исследованиях сегодня ставятся вопросы использования достижений общественных наук в области понимания «иного». И.И. Сулима (1999) выделяет проблему формирования герменевтически ориентированного типа образования, которое готовит «учащихся к восприятию инаковости, настраивает на переживание и сопереживание» (141, 37). Понимающее образование открывает мир человеку, а человека миру, не срывая все «покровы насильно и разом, а показывая смыслы, давая их почувствовать» (141,37). Итак, формирование поликультурного мышления учащихся предполагает введение специфических мыслительных операций и способность учащихся реконструировать свою мыслительную деятельность, что является необходимой предпосылкой к пониманию ценностных оснований участников диалога и их мотивов, которые во т многом определяются традициями, обычаями, социокультурными установками. Диалог между представителями различных культур возможен при существовании некоторых общих оснований, которые являются необходимым условием не только самого процесса диалога, но и взаимопонимания между его участниками. Иначе говоря, необходима «площадка согласования» ценностных и иных оснований, мотивов, целей и т. д. Нельзя забывать, что ценности культуры не только объединяют, но и разделяют. Следует выделять возможные сферы взаимодействия, которые т не насыщены противоречивыми ценностями, и, наоборот, определить сферы культуры, в которых участники диалога еще не готовы идти путем 94 |