поликультурного образования при выстраивании учебновоспитательного процесса; признание того, что ни одно из направлений не является основополагающим и определяющим функционирование системы в целом, а все элементы взаимодополняют друг друга; учет латентных функций поликультурного образования и своевременное блокирование негативных, например, проявление националистических тенденций. Роль учителя помочь учащимся ориентироваться во всем многообразии проявлений поликультурной среды не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Деятельность учителя носит многоплановый характер. Он является не только носителем содержания, но и моделью уважительного отношения к иному. Нельзя воспитывать терпимость и уважение, не проявляя терпимое и уважительное отношение к людям в своей повседневной деятельности. Причем первым носителем иного взгляда на мир является ученик. Малые и большие конфликты могут быть разрешены учителем и авторитарным, и демократическим методами. Проявляя авторитаризм, невозможно добиться достижения целей и задач поликультурного образования. Единственный путь подготовить ученика к активной деятельности в поликультурном обществе быть самому учителю в состоянии осуществлять эту деятельность и демонстрировать ее. Ключевой проблемой в разработке концепции поликультурного образования является определение подходов формирования его содержания. Сущность содержания образования необходимо определять через понятие образования, в которое сегодня принято включать знания, навыки, умения, способность критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций происходящее вокруг. Образование это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) 130 |
деятельности. Высокая эмоциональная культура и положительная мотивация при вступлении в диалог культур позволяет преодолевать ! возможные негативные последствия взаимодействия. Способности к самоизменению и саморазвитию являются необходимым условием мобильности участников диалога, а следовательно, возможности найти компромисс. Все четыре направления являются элементами системы поликультурного образования. Системообразующим фактором является цель поликультурного образования. К условиям успешного функционирования системы поликультурного образования относятся учет всех четырех элементов поликультурного образования при ? выстраивании учебно-воспитательного процесса; признание того, что ни один из элементов не является основополагающим и определяющим функционирование системы в целом, а все элементы взаимодополняют друг друга; учет латентных функций поликультурного образования и своевременное блокирование негативных, например, проявление националистических тенденций. Каждый элемент поликультурного образования имеет свою внутреннюю структуру. Культура знаний предполагает освоение знаний об иных культурно-исторических общностях и способность ориентироваться во все возрастающем потоке информации. Под ориентацией в данном случае понимается способность систематизировать, критически изучать получаемую информацию, а также самостоятельно находить новые информационные источники. Знания, прежде всего, являются инструментом, который помогает принимать решения и осуществлять активную созидательную, социальноориентированную деятельность. Культура деятельности имеет в виду подразумевает способности учащегося ! анализировать поликультурную среду и факты деятельности в ней; формулировать цель и задачи своей деятельности в поликультурной среде; ? знать и уметь пользоваться готовыми технологиями деятельности, а также моделировать новые технологии, адекватные социокультурной среде; проектировать этапы своей деятельности. Культура деятельности неразрывно связана с культурой мыследеятельности и эмоциональной культурой. Под эмоциональной культурой в сфере межкультурных контактов понимается: положительная эмоциональная готовность к межкультурным контактам; умение учитывать эмоциональные особенности участников диалога; эмоционально-уважительное отношение к национальнокультурным особенностям оппонентов. Роль учителя помочь учащимся ориентироваться во всем многообразии проявлений поликультурной среды не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Деятельность учителя носит многоплановый характер. Он является не только носителем содержания, но и моделью уважительного отношения к иному. Нельзя воспитывать терпимость и уважение, не демонстрируя терпимое и уважительное отношение к людям в своей повседневной деятельности. Причем первым носителем иного взгляда на мир является ученик. Малые и большие конфликты могут быть разрешены учителем и авторитарным, и демократическим методами. Проявляя авторитаризм, невозможно добиться достижения целей и задач поликультурного образования. Единственный путь подготовить ученика к 99 активной деятельности в поликультурном обществе быть самому учителю в состоянии осуществлять эту деятельность и демонстрировать ее. Ключевой проблемой в разработке концепции поликультурного образования является определение подходов формирования его содержания. Сущность содержания образования необходимо определять через понятие образования, в которое сегодня принято включать знания, навыки, умения, способность критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций происходящее вокруг. Образование это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) передачи новым поколениям социального опыта. При этом в образовании детерминируется два аспекта свободное развитие и социальное предназначение личности. И.Ф. Харламов подчеркивает, что «под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (159, 128). Иначе говоря, концепция содержания образования сводится к совокупности знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. В данном подходе отсутствует деятельностная составляющая развития личности, что затруднит ее адекватное и продуктивное включение во взаимодействие с социальной средой. В ряде подходов обращается особое внимание на формирование личрости, способной к ценностному освоению окружающего мира. Так, Ч. Куписевич считает, что необходимо воспитывать у учащихся такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбу |