передачи новым поколениям социального опыта. При этом в образовании детерминируется два аспекта свободное развитие и социальное предназначение личности. И.Ф. Харламов подчеркивает, что «под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (185, 128). Иначе говоря, концепция содержания образования сводится к совокупности знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. В данном подходе отсутствует деятельностная составляющая развития личности, что затруднит ее адекватное и продуктивное включение во взаимодействие с социальной средой. В ряде подходов обращается особое внимание на формирование личности, способной к ценностному освоению окружающего мира. Так, Ч. Куписевич считает, что необходимо воспитывать у учащихся такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбу общества и страны, нетерпимость к проявлениям своекорыстия, бездушия и несправедливости, приобщение их к самообразованию (126,187). Современное развитие социума требует не только передачи новым поколениям научных знаний, умений и навыков. Общество, ориентированное на прогресс во всех сферах своей деятельности, должно опираться на творческую, способную к саморазвитию личность, деятельность которой основывается на гуманистических ценностях. В наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте, 131 |
активной деятельности в поликультурном обществе быть самому учителю в состоянии осуществлять эту деятельность и демонстрировать ее. Ключевой проблемой в разработке концепции поликультурного образования является определение подходов формирования его содержания. Сущность содержания образования необходимо определять через понятие образования, в которое сегодня принято включать знания, навыки, умения, способность критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций происходящее вокруг. Образование это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) передачи новым поколениям социального опыта. При этом в образовании детерминируется два аспекта свободное развитие и социальное предназначение личности. И.Ф. Харламов подчеркивает, что «под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (159, 128). Иначе говоря, концепция содержания образования сводится к совокупности знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. В данном подходе отсутствует деятельностная составляющая развития личности, что затруднит ее адекватное и продуктивное включение во взаимодействие с социальной средой. В ряде подходов обращается особое внимание на формирование личрости, способной к ценностному освоению окружающего мира. Так, Ч. Куписевич считает, что необходимо воспитывать у учащихся такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбу общества и страны, нетерпимость к проявлениям своекорыстия, бездушия и несправедливости, приобщение их к самообразованию (108,187). Современное развитие социума требует не только передачи новым поколениям научных знаний, умений и навыков. Общество, ориентированное на прогресс во всех сферах своей деятельности, должно опираться на творческую, способную к саморазвитию личность, деятельность которой основывается на гуманистических ценностях. В наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте, когДа, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности, предполагается значительное включение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений, что подчеркивают в своих работах М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер (143). Разрабатывая содержание поликультурного образования, нельзя не учитывать общие характеристики, которые соответствуют концепции содержания школьного образования вообще, и специфические, определяющие концепцию содержания поликультурного образования. При формировании содержания поликультурного образования необходимо подвергнуть анализу • источники содержания образования; • факторы и критерии отбора материала; • принципы конструирования содержания образования. Источником содержания образования, как уже отмечалось выше, является социальный опыт, который структурируется следующим образом: • знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; • опыт осуществления известных способов деятельности; |