многонациональном коллективе, а 2% не могут представить себя в подобной ситуации. Национальная терпимость в поведении как личная черта определяется 37% анкетируемых, а национальная неприязнь к некоторым этносам была заявлена в 36% ответов. Остальные участники эксперимента не смогли однозначно определить свое мнение. Наблюдение за поведением участников эксперимента в отношении представителей иных социокультурных групп проводилось на констатирующем этапе экспериментального исследования в 2006 2008 учебном году по следующим показателям: • проявление интереса или его отсутствие к представителю иной социокультурной группы как носителю культуры; • эмоциональная готовность к участию в диалоге или взаимодействии с представителями иных социокультурных групп или ее отсутствие; • уважительное, равнодушное или нетерпимое отношение к социокультурным особенностям представителей иной этнической общности. Данные наблюдений фиксировались в таблицах и соотносились с ответами участников эксперимента на вопросы анкеты. Наблюдение проводилось в моменты контактов участников эксперимента с иностранными студентами ТГМА (Тверской государственной медицинской академии) на совместно проводимых традиционных мероприятиях. Объектом наблюдения были отношения учащихся с вынужденными эмигрантами из бывших республик СССР, обучающимися в гимназии, и, конечно, в классах, где проводился эксперимент. Вынужденные эмигранты относились к кавказским этническим группам (армяне, грузины, азербайджанцы). Результаты наблюдений показали, что ответы на вопросы анкеты в основном 168 |
Национальная терпимость в поведении как личная черта определяется 37% анкетируемых, а национальная неприязнь к некоторым этносам была заявлена в 36% ответов. Остальные участники эксперимента не смогли однозначно определить свое мнение. Наблюдение за поведением участников эксперимента в отношении представителей иных социокультурных групп проводилось на констатирующем этапе экспериментального исследования в 1997 1998 учебном году по следующим показателям: .. • проявление интереса или его отсутствие к представителю иной ? социокультурной группы как носителю культуры; • эмоциональная готовность к участию в диалоге или взаимодействии с представителями иных социокультурных групп или ее отсутствие; • уважительное, равнодушное или нетерпимое отношение к социокультурным особенностям представителей иной этнической общности. Данные наблюдений фиксировались в таблицах и соотносились с ответами участников эксперимента на вопросы анкеты. Наблюдение ■ проводилось в моменты контактов участников эксперимента с иностранными студентами ТГМА (Тверской государственной медицинской академии) на совместно проводимых традиционных мероприятиях. Объектом наблюдения были отношения учащихся с вынужденными эмигрантами из бывших республик СССР, обучающимися в средней школе № 17, и, конечно, в классах, где проводился эксперимент. Вынужденные эмигранты относились к кавказским этническим группам (армяне, грузины, азербайджанцы). Результаты наблюдений показали, что ответы на вопросы анкеты в основном соответствуют действительному . проявлению в поведении учащихся уровня национальной терпимости и уважения к иным социокультурным группам. 136 |