Проверяемый текст
Ершов, Вячеслав Алексеевич Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школыЕршов, Вячеслав Алексеевич; Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы (Диссертация 2000)
[стр. 176]

преподавательскую и ученическую деятельность заранее и повышало продуктивность урока.
На этапе изучения особенностей национальной культуры вводятся новые понятия: «национально-культурные особенности», «этнография»,
«традиции», «обычаи», «быт», «домострой», которые обеспечивают успешное изучение нового содержания.
Национальная культура не существует изолированно от других.
Как и любая другая, культура развивается в диалоге с другими.
Факты взаимопроникновения культур актуализировали интерес учащихся к социокультурным общностям, которые оказали влияние на формирование национальной культуры.
Изучение своей национальной культуры вызвало интерес и к иным культурам, помогло учащимся значительно более осознанно формулировать вопросы к преподавателю и себе.
Нельзя отрицать, что значительный интерес вызывали культурные традиции тех народов, о которых чаще всего сообщается в учебных материалах в школе и средствах массовой информации.
Учащиеся выносили на обсуждение следующие проблемы: «северокавказский регион и Россия», «еврейский вопрос в России», «национально-культурная автономия карел в Тверской области», «этническое многообразие и смешанные браки» и т.
д.
Особый интерес у учащихся вызывает культура мусульманского мира, культурные
традиции Буддизма, Конфуцианства, культура еврейской нации, культурные традиции Европы и США.
Анализ вопросов участников эксперимента позволяет сделать вывод, что, прежде всего, учащиеся хотят знать причины сложившихся традиций отношений наций и народов друг к другу.
Преподаватель в данном случае помогает учащимся в получении информации и способах ее поиска.
Основными содержательными блоками при изучении культурного
многообразия современной цивилизации стали: 176
[стр. 143]

^ л ^ ‘т • ■ -.¿V понятия.
В контрольной группе, где понятия не выращивались на личностных смыслах, а предлагались учащимся в готовом варианте, процент усвоения был ниже (46%) (приложение № 4.).
Процесс преподавательской деятельности показал, что чем успешнее была организована личностно-значимая проблематизация учащихся, тем более эффективным было усвоение материата.
Процесс национально-культурной идентификации, который актуализировался для участников эксперимента как во время констатирующего этапа, так и в период формирования ведущих понятий,’ переходит в завершающую стадию во время изучения своей этнической культуры.
Знакомство с своей национальной культурой было во многом предопределено случайным ходом событий.
Учащиеся самостоятельно предложили содержательные компоненты программы.
Например, «проблема русского интеллигента», «причины столь высокой терпеливости русского народа», «вера в харизматического лидера как национальная черта», «особенности русского национального характера», «домострой», «славянофильство и западничество» и т.
д.
Предложения учащихся не противоречили планам эксперимента.
На вопросы анкеты, которая проводилась еще до окончания курса, на вопрос «Нравится ли вам курс ' «Многообразие культур и я» из 72 опрашиваемых только 3 ответили отрицательно.
Одной из положительных черт курса называлась гибкость содержания, которое отвечает на актуальные для школьников вопросы.
Ведущими на этом этапе эксперимента являлись методы репродуктивного характера (лекции, рассказы), которые допускали элементы диалога и дискуссии.
Перед началом занятия обязательно оговаривались правила его проведения, что позволяло согласовывать преподавательскую и ученическую деятельность заранее и повышало продуктивность урока.
На этапе изучения особенностей национальной культуры вводятся ' новые понятия: «национально-культурные особенности», «этнография»,
143

[стр.,144]

«традиции», «обычаи», «быт», «домострой», которые обеспечивают успешное изучение нового содержания.
Национальная культура не существует изолированно от других.
Как и любая другая, культура развивается в диалоге с другими.
Факты взаимопроникновения культур актуализировали интерес учащихся к социокультурным общностям, которые оказали влияние на формирование национальной культуры.
Изучение своей национальной культуры вызвало интерес и к иным культурам, помогло учащимся значительно более осознанно формулировать вопросы к преподавателю и себе.
Нельзя отрицать, что значительный интерес вызывали культурные традиции тех народов, о которых чаще всего сообщается в учебных материалах в школе и средствах массовой информации.
Учащиеся выносили на обсуждение следующие проблемы: «северокавказский регион и Россия», «еврейский вопрос в России», «национально-культурная автономия карел в Тверской области», «этническое многообразие и смешанные браки» и т.
д.
Особый интерес у учащихся вызывает культура мусульманского мира, культурные
; традиции Буддизма, Конфуцианства, культура еврейской нации, ;; культурные традиции Европы и США.
Анализ вопросов участников эксперимента позволяет сделать вывод, что прежде всего учащиеся хотят знать причины сложившихся традиций отношений наций и народов друг к : другу.
Преподаватель в данном случае помогает учащимся в получении информации и способах ее поиска.
} Основными содержательными блоками при изучении культурного
; многообразия современной цивилизации стали: «Многообразие культур», «Религия и культура», «Поликультурное общество», «Многообразие культур и будущее человечества», «Понятие цивилизации».
Изучение данных содержательных компонентов требует введения следующих понятий: «цивилизация», «поликультурность», «диалог культур», «глобальная деревня», «глобальные проблемы», «интеграция», 14 4 V

[Back]