Проверяемый текст
Ершов, Вячеслав Алексеевич Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школыЕршов, Вячеслав Алексеевич; Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы (Диссертация 2000)
[стр. 177]

«Многообразие культур», «Религия и культура», «Поликультурное общество», «Многообразие культур и будущее человечества», «Понятие цивилизации».
Изучение данных содержательных компонентов требует введения следующих понятий: «цивилизация», «поликультурность», «диалог культур», «глобальная деревня», «глобальные проблемы», «интеграция»,
«дифференциация», «различия культур», «взаимовлияние культур», «культурная конвергенция».
Ведущими методами образовательной деятельности являлись беседа, дискуссия, моделирование, проектирование, лекция, интерпретация, реконструирование.
Наиболее эффективными, вызвавшими повышенную заинтересованность учащихся, являются методы, связанные с активным участием школьников в межкультурных контактах к ним относятся встречи с представителями иных социокультурных общностей, «живое» сравнение своих традиционных представлений о ценностях иных культур, например, «лиц кавказской национальности», и самоописания «гостей» классного коллектива.
Учащимся предлагалось определить
ведущие черты национального характера той или иной этнической общности, представители которой могли стать гостями классного коллектива.
Затем участники эксперимента задавали вопросы гостю.
На заключительном этапе учащиеся рассказывали о том, как изменились их представления о социокультурной группе или ее представителе.
Динамика
изменений прослеживается в большинстве случаев, причем является положительной.
Учащиеся, если и не изменяли своих установок по отношению к иной этнической общности, то хотя бы ставили под
сомнение истинность своих представлений.
Одним из наиболее часто
используемьгх методов, который вызвал значительный интерес учащихся, стал метод реконструкции.
Его суть заключалась в наблюдении, анализе увиденного и реконструкции
177
[стр. 144]

«традиции», «обычаи», «быт», «домострой», которые обеспечивают успешное изучение нового содержания.
Национальная культура не существует изолированно от других.
Как и любая другая, культура развивается в диалоге с другими.
Факты взаимопроникновения культур актуализировали интерес учащихся к социокультурным общностям, которые оказали влияние на формирование национальной культуры.
Изучение своей национальной культуры вызвало интерес и к иным культурам, помогло учащимся значительно более осознанно формулировать вопросы к преподавателю и себе.
Нельзя отрицать, что значительный интерес вызывали культурные традиции тех народов, о которых чаще всего сообщается в учебных материалах в школе и средствах массовой информации.
Учащиеся выносили на обсуждение следующие проблемы: «северокавказский регион и Россия», «еврейский вопрос в России», «национально-культурная автономия карел в Тверской области», «этническое многообразие и смешанные браки» и т.
д.
Особый интерес у учащихся вызывает культура мусульманского мира, культурные ; традиции Буддизма, Конфуцианства, культура еврейской нации, ;; культурные традиции Европы и США.
Анализ вопросов участников эксперимента позволяет сделать вывод, что прежде всего учащиеся хотят знать причины сложившихся традиций отношений наций и народов друг к : другу.
Преподаватель в данном случае помогает учащимся в получении информации и способах ее поиска.
} Основными содержательными блоками при изучении культурного ; многообразия современной цивилизации стали: «Многообразие культур», «Религия и культура», «Поликультурное общество», «Многообразие культур и будущее человечества», «Понятие цивилизации».
Изучение данных содержательных компонентов требует введения следующих понятий: «цивилизация», «поликультурность», «диалог культур», «глобальная деревня», «глобальные проблемы», «интеграция»,
14 4 V

[стр.,145]

«дифференциация», «различия культур», «взаимовлияние культур», — «культурная конвергенция».
Ведущими методами образовательной деятельности являлись беседа, дискуссия, моделирование, проектирование, лекция, интерпретация, реконструирование.
Наиболее эффективными, вызвавшими повышенную заинтересованность учащихся, являются методы, связанные с активным участием школьников в межкультурных контактах к ним относятся встречи с представителями иных социокультурных общностей, «живое» сравнение своих традиционных представлений о ценностях иных культур, например, «лиц кавказской национальности», и самоописания «гостей» классного коллектива.
Учащимся предлагалось определить
~ ведущие черты национального характера той или иной этнической общности, представители которой могли стать гостями классного * .
коллектива.
Затем участники эксперимента задавали вопросы гостю.
На заключительном этапе учащиеся рассказывали о том, как изменились их представления о социокультурной группе или ее представителе.
Динамика
'■ изменений прослеживается в большинстве случаев, причем является положительной.
Учащиеся, если и не изменяли своих установок по отношению к иной этнической общности, то хотя бы ставили под'Т
Г сомнение истинность своих представлений.
Одним из наиболее часто
используемых методов, который вызвал значительный интерес учащихся, стал метод реконструкции.
Его суть заключалась в наблюдении, анализе увиденного и реконструкции
мотивов деятельности.
Метод предполагает тренинговый режим учебной деятельности.
Участники эксперимента учились не просто смотреть, но и видеть происходящее, реконструировать мотивы, ценностные основания поступков.
Лекции, беседы, диалоги выстраивались с использованием элементов реконструирования ценностей как своей культуры, так и иных культурных общностей.
Таким образом, культурно-историческая

[Back]