мотивов деятельности. Метод предполагает тренинговый режим учебной деятельности. Участники эксперимента учились не просто смотреть, но и видеть происходящее, реконструировать мотивы, ценностные основания поступков. Лекции, беседы, диалоги выстраивались с использованием элементов реконструирования ценностей как своей культуры, так и иных культурных общностей. Таким образом, культурно-историческая реконструкция являлась ведущим элементом большинства методов и форм учебной и преподавательской деятельности. Интерес учащихся вызвало участие в составлении экскурсионных маршрутов по странам и континентам. Данный метод стимулировал самостоятельную работу учащихся, которые, выступая в качестве экскурсоводов, знакомились с культурными традициями России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Содержание поликультурного образования не может быть эмоционально и ценностно-нейтральным. Эмоционально-ценностная оценка учащихся сопровождала ряд фактических материалов, которые вступали в конфликт с привычными представлениями о справедливости, добре и зле. Например, знакомство с традициями исламского мира, особенно в сфере статуса женщины, традиционно вызывало негативную реакцию («бред», «дураки», «абсурд»). История развития национальных конфликтов, раскрытия их механизмов также вызывает негативное эмоциональное состояние. Учащиеся делали вывод о непродуктивности решения национальных конфликтов через насилие. Проблема взаимодействия народов в пространстве и времени неизбежно встает перед участниками образовательного процесса и становится ключевой в преподавании курса. Вопросы общего и особенного в культурах наций и народов возникают из логики формирования поликультурного пространства и его развития. В результате развития представлений учащихся о взаимодействии и 178 |
«дифференциация», «различия культур», «взаимовлияние культур», — «культурная конвергенция». Ведущими методами образовательной деятельности являлись беседа, дискуссия, моделирование, проектирование, лекция, интерпретация, реконструирование. Наиболее эффективными, вызвавшими повышенную заинтересованность учащихся, являются методы, связанные с активным участием школьников в межкультурных контактах к ним относятся встречи с представителями иных социокультурных общностей, «живое» сравнение своих традиционных представлений о ценностях иных культур, например, «лиц кавказской национальности», и самоописания «гостей» классного коллектива. Учащимся предлагалось определить ~ ведущие черты национального характера той или иной этнической общности, представители которой могли стать гостями классного * . коллектива. Затем участники эксперимента задавали вопросы гостю. На заключительном этапе учащиеся рассказывали о том, как изменились их представления о социокультурной группе или ее представителе. Динамика '■ изменений прослеживается в большинстве случаев, причем является положительной. Учащиеся, если и не изменяли своих установок по отношению к иной этнической общности, то хотя бы ставили под'Т Г сомнение истинность своих представлений. Одним из наиболее часто используемых методов, который вызвал значительный интерес учащихся, стал метод реконструкции. Его суть заключалась в наблюдении, анализе увиденного и реконструкции мотивов деятельности. Метод предполагает тренинговый режим учебной деятельности. Участники эксперимента учились не просто смотреть, но и видеть происходящее, реконструировать мотивы, ценностные основания поступков. Лекции, беседы, диалоги выстраивались с использованием элементов реконструирования ценностей как своей культуры, так и иных культурных общностей. Таким образом, культурно-историческая реконструкция являлась ведущим элементом большинства методов и форм учебной и преподавательской деятельности. Интерес учащихся вызвало участие в составлении экскурсионных маршрутов по странам и континентам. Данный метод стимулировал самостоятельную работу учащихся, которые, выступая в качестве экскурсоводов, знакомились с культурными традициями России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Содержание поликультурного образования не может быть эмоциональнои ценностно-нейтральным. Эмоционально-ценностная оценка учащихся сопровождала ряд фактических материалов, которые ? вступали в конфликт с привычными представлениями о справедливости, добре и зле. Например, знакомство с традициями исламского мира, особенно в сфере статуса женщины, традиционно вызывало негативную реакцию («бред», «дураки», «абсурд»). История развития национальных конфликтов, раскрытия их механизмов также вызывает негативное эмоциональное состояние. Учащиеся делали вывод о непродуктивности решения национальных конфликтов через насилие. Проблема взаимодействия народов в пространстве и времени неизбежно встает перед участниками образовательного процесса и становится ключевой в преподавании курса. Вопросы общего и особенного в культурах наций и народов возникают из логики формирования поликультурного пространства и его развития. В результате развития представлений учащихся о взаимодействии и взаимовлиянии культур встал вопрос о ценностных основаниях межкультурного диалога и условиях его эффективности. Содержательными компонентами курса «Многообразие культур и я» на заключительного этапа формирующего эксперимента были следующие: «Человек в поликультурном обществе», «Понятие деятельности и ее структуры», «Общение и его роль в жизни человека», |