европейской научной традиции. Например, традиционные представления о правах человека и его месте в мире, которые положены в основу целого ряда международных документов, заимствованы в европейской культурной традиции, что ставит под сомнение возможность полноценного диалога с культурными общностями, ценности которых не совпадают с европейскими. Например, равенство мужчин и женщин ставится под сомнение мусульманским миром. Изменение правового статуса женщин в исламских государствах дело длительного времени. Евроцентристским подходом страдают и культурологические исследования, как в отечественной, так и зарубежной научной литературе, хотя уже в середине XX в. предпринимались попытки преодолеть узость данного подхода. В конце 1940-ых годов международные организации в основу своей политики закладывают признание поликультурности современного мира. Принимается «Всеобщая декларация прав человека» под эгидой Организации Объединенных Наций. Однако группа ученых Американской антропологической ассоциации под руководством М.Герсковица выступила с меморандумом, подвергающим сомнению универсалистскую концепцию прав человека. Согласно их позиции, «стандарты и ценности имеют особенный характер в разных культурах, из которых они происходят, поэтому попытка сформулировать постулаты, вытекающие из представлений или морального кодекса одной культуры, препятствует распространению такого рода декларации прав человека на человечество в целом» (72, 36). На основе этого положения был сделан вывод о том, как, согласно научному подходу, должны декларироваться права человека: «... человек свободен в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в обществе. И наоборот, нельзя представить себе эффективный мировой порядок, если он не поощряет свободного 19 |
было признано многообразие культурного оформления человеческой жизни, что определило отход западной научной традиции от европоцентристской идеологии, которая не признавала ценности всего спектра социокультурных форм. Постепенно такой подход привел к отказу от глобально эволюционистских построений, хотя и не к игнорированию идеи эволюции вообще, которую стали наблюдать и выявлять уже в отдельных культурах. § История формирования и развития понятия культуры дает основания отметить, что его наполнение тесно связано с отношением к иной культуре в том или ином сообществе. Изменения в представлениях о сущности понятия «культура» влекли за собой и изменение принципов, на которых строились взаимоотношения с представителями различных культурно-этнических сообществ. Одним из источников изменения сущности понятия «культура» является национально-культурный ренессанс неевропейских народов. Лидерство в разработке понятийного аппарата в культурологии на протяжении всего времени было за представителями европейской школы, что стало одной из причин тою , что международные отношения во всех сферах жизни государств и обществ выстраивались на основе парадигмы, разработанной в европейской научной традиции. Например, традиционные представления о правах человека и его месте в мире, которые положены в основу целого ряда международных документов, заимствованы в европейской культурной традиции, что ставит под сомнение возможность полноценного диалога с культурными общностями, ценности которых не совпадают с европейскими. Например, равенство мужчин и женщин ставится под^сомнение мусульманским миром. Изменение правового статуса женщин в исламских государствах дело длительного времени. Евроцентристским подходом страдают и культурологические исследования как в отечественной. так и зарубежной научной литературе, хотя уже в середине XX в. делаются попытки преодолеть узость данного подхода. В конце 40-ых годов международные организации в основу своей политики закладывают признание поли культурности современного мира. Принимается «Всеобщая декларация прав человека» под эгидой Организации Объединенных Наций. Но группа ученых Американской антропологической ассоциации под руководством М.Герсковица выступила с меморандумом, подвергающим сомнению универсалистскую концепцию прав человека. Согласно их позиции, «стандарты и ценности имеют особенный характер в разных культурах, из которых они происходят, поэтому попытка сформулировать постулаты, вытекающие из представлений или морального кодекса одной культуры, препятствует распространению такого рода декларации прав человека на человечество в целом» (62, 36). На основе этого положения был сделан вывод о том, как, согласно научному подходу, должны декларироваться права человека: «... человек свободен в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в обществе. И наоборот, нельзя представить себе эффективный мировой порядок, если он не поощряет свободного развития личностей членов конституирующих этот порядок сообществ»(62, 36). Выступление группы М.Герсковица значительный шаг в понимании многообразия подходов в культурном оформлении человеческих сообществ. Впервые было заявлено о возможном непринятии западноевропейских ценностей представителями иных культур, например, восточного типа. Были поставлены под сомнение универсальные возможности культурных ценностей Европы, а значит, открыт путь к признанию иных ценностных оснований. Организация Объединенных Наций по сути дела проигнорировала меморандум и положила в основу «Всеобщей декларации прав человека» универсальную концепцию, согласно которой права человека едины для |