выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «излучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть мир, в котором человек находит себя (180, 350). Философия рассматривает человечество как единое целое, состоящее из равноценных культурных сообществ, что открывает возможности культурного диалога, который необходим, во-первых, для культурной самоидентификации, во-вторых, для взаимообогащепия участников диалога. Хотя техническая экспансия западной цивилизации, создавая растущее единообразие, постоянно наталкивается на культуру неевропейских народов и цивилизаций, что неизбежно порождает проблему выработки моделей эндогенного их развития и осознание необходимости культурного плюрализма как основного его условия. Выводы исследователей философии культуры позволяют сформулировать ряд необходимых требований к организации процесса образования, которое готовит учащихся к жизни в поликультурном обществе. В данном контексте следует обеспечить равноценный диалог представителей различных культур; этнокультурную идентификацию; признание равноценности этносов; понимание и принятие иного. Интересным для нашего исследования является трактовка культуры_ как социального института, которая дается в социологических исследованиях. Данный подход позволяет рассматривать культуру как часть общественной системы, а также и само явление культуры как систему. Социологи рассматривают культуру с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. зо |
Философия изучает культуру как всеобщую характеристику мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «излучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть мир, в котором человек находит себя (154, 350). Философия рассматривает человечество как единое целое, состоящее из равноценных культурных сообществ, что открывает возможности культурного диалога, который необходим, во-первых, для культурной самоидентификации, во-вторых, для взаимообогащения участников диалога. Хотя техническая экспансия западной цивилизации, создавая растущее единообразие, постоянно наталкивается на культуру неевропейских народов и цивилизаций, что неизбежно порождает проблем) выработки моделей эндогенного их развития и осознание необходимости культурного плюрализма как основного его условия. В социологии культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее переработкой, интерпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта. Существуют представления об определяющей роли игры как источника культуры в работах Й. Хейзинга, X. Ортегии Гассета, Германа Гессе (20. |