Проверяемый текст
Ершов, Вячеслав Алексеевич Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школыЕршов, Вячеслав Алексеевич; Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы (Диссертация 2000)
[стр. 34]

Традиционно высшей формой национализма считается политический национализм (65, 225).
В этом случае формирование национальной идентичности с необходимостью связываетсяс формированием собственной национальной государственности, когда происходит либо выход какой-то территории из «маточного» государства, либо ее автономизация в рамках государства.
На самом деле данная форма не столько высшая, сколько «верхняя», которая завершает формирование национальной идентичности.
Часто именно завершающий этап оказывается самым бурным и привлекает к себе всеобщее внимание, потому что он связан с политическими и геополитическими расчетами, разделом территорий, промышленности, флотов и т.д.
Более фундаментальная, более широкая и более прочная форма культурный национализм.
Э.Геллнер вообще считает национализм культурным феноменом.
По его изящному определению, национализм в конечном счете это «течение, стремящееся соединить культуру и государство, обеспечить культуру своей собственной политической крышей, и при этом не более чем одной»
(34, 104).
В свою очередь единую национальную культуру можно рассматривать как непременное следствие современного индустриально-технического развития, которое приводит к разрушению типичных для аграрной эпохи изолированных культурных анклавов, созданию урбанизированной жизненной среды, мегаполисов, куда стекаются огромные массы народа
(119).
Все это требует унификации образа жизни и культурных навыков.
Вследствие этого создаются крупные
единообразные культуры, которые осознают свою культурную идентичность, а затем стремятся и к политической идентичности.
Складывающаяся таким образом в процессе индустриализации культурная идентичность требует собственной национальной истории.

34
[стр. 49]

от политического контекста.
Выделяют три основные формы конституирования национальной идентичности: политическую, культурную и мифологическую и соответственно можно говорить о возникновении политического, культурного и мифологического национализма.
В конкретных ситуациях эти формы, как правило, выступают в единстве, но обычно их можно аналитически разъединить и выделить доминирующую.
Традиционно высшей формой национализма считается политический национализм
(58, 225).
В этом случае формирование национальной идентичности с необходимостью связывается с формированием собственной национальной государственности, когда происходит либо выход какой-то территории из «маточного» государства, либо ее автономизация в рамках государства.
На самом деле данная форма не столько высшая, сколько «верхняя», которая завершает формирование национальной идентичности.
Часто именно завершающий этап оказывается самым бурным и привлекает к себе всеобщее внимание, потому что он связан с политическими и геополитическими расчетами, разделом территорий, промышленности, флотов и т.д.
Более фундаментальная, более широкая и более прочная форма культурный национализм.
Э.Геллнер вообще считает национализм культурным феноменом.
По его изящному определению, национализм в конечном счете это «течение, стремящееся соединить культуру и государство, обеспечить культуру своей собственной политической крышей, и при этом не более чем одной»
(32, 104).
В свою очередь единую национальную культуру можно рассматривать как непременное следствие современного индустриально-технического развития, которое приводит к разрушению типичных для аграрной эпохи изолированных культурных анклавов, созданию урбанизированной жизненной среды, мегаполисов, куда стекаются огромные массы народа
(102).
Все это требует унификации образа жизни и культурных навыков.
Вследствие этого создаются крупные


[стр.,50]

единообразные культуры, которые осознают свою культурную идентичность, а затем стремятся и к политической идентичности.
Складывающаяся таким образом в процессе индустриализации культурная идентичность требует собственной национальной истории.

9 Существуют концепции, отдающие пальму первенства политическому национализму.
Здесь основополагающая схема принципиально иная.
Согласно таким концепциям, политический национализм берет свое начало в среде национальной элиты.
В большинстве государств национальная элита не является подлинно национальной в культурном смысле.
Для массовой мобилизации сторонников конструируется, по словам И.Гриверус, «национальный культурный идеал» (62, 161).
Результат тот же подстройка истории и культурной традиции под политические требования.
, Проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании.
Основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.
Социология культуры во многом имеет общие позиции с представителями философской школы, а ряд положений имеет значение для педагогики.
Историки освещают становление единого исторического пространства.
Гобозов И.А.
в своей книге «Введение в философию истории» (1993) связывает проблему становления «исторического пространства ...
с проблемой становления единой мировой истории, которая существовала не всегда, поскольку она была пространственно, политически, экономически разрозненна и не представляла собой единого целого» (35, 71).
Так, первобытное общество существовало десятки тысяч лет, но его историческое пространство крайне ограничено.
Совершенствовались производительные силы, появилась дифференциация в обществе, возникали государства, что привело к установлению межгосударственных отношений.

[Back]