Существуют концепции, отдающие пальму первенства политическому национализму. Здесь основополагающая схема принципиально иная. Согласно таким концепциям, политический национализм берет свое начало в среде национальной элиты. В большинстве государств национальная элита не является подлинно национальной в культурном смысле. Для массовой мобилизации сторонников конструируется, по словам И.Гриверус, «национальный культурный идеал» (72, 161). Результат тот же подстройка истории и культурной традиции под политические требования. На основании вышеприведенного анализа можно констатировать, что проблема культуры является одной из важнейших в социологическом исследовании. Так, основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Социология культуры во многом имеет общие позиции с представителями философской школы, а ряд положений имеет принципиальное значение для педагогики. Например, значительный интерес в русле разработки поликультурного образования как ресурса формирования поликультурных компетенций представляет системный подход, который используется социологами при изучении общества и общественных явлений, а также характеристика культуры как социального института. Следовательно, при моделировании поликультурных компетенций посредством поликультурного образования следует учитывать содержащиеся в социологических исследованиях положения: об особенностях процессов социальнокультурной идентификации; о проблемах формирования национализма и этноцентризма; о специфике развития нормативных систем в различных этнических общностях. 35 |
единообразные культуры, которые осознают свою культурную идентичность, а затем стремятся и к политической идентичности. Складывающаяся таким образом в процессе индустриализации культурная идентичность требует собственной национальной истории. 9 Существуют концепции, отдающие пальму первенства политическому национализму. Здесь основополагающая схема принципиально иная. Согласно таким концепциям, политический национализм берет свое начало в среде национальной элиты. В большинстве государств национальная элита не является подлинно национальной в культурном смысле. Для массовой мобилизации сторонников конструируется, по словам И.Гриверус, «национальный культурный идеал» (62, 161). Результат тот же подстройка истории и культурной традиции под политические требования. , Проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании. Основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Социология культуры во многом имеет общие позиции с представителями философской школы, а ряд положений имеет значение для педагогики. Историки освещают становление единого исторического пространства. Гобозов И.А. в своей книге «Введение в философию истории» (1993) связывает проблему становления «исторического пространства ... с проблемой становления единой мировой истории, которая существовала не всегда, поскольку она была пространственно, политически, экономически разрозненна и не представляла собой единого целого» (35, 71). Так, первобытное общество существовало десятки тысяч лет, но его историческое пространство крайне ограничено. Совершенствовались производительные силы, появилась дифференциация в обществе, возникали государства, что привело к установлению межгосударственных отношений. |