сходных естественно-географических условиях» (5, 4). Этот подход позволяет объяснить, почему, например, существует значительное сходство в культурах многих народов, говорящих на различных языках, и, напротив, значительное культурное многообразие среди народов, говорящих на родственных языках. В свою очередь, историко-культурными областями называют территории, на которых этносы, вследствие общих природных условий, тесных культурных связей и; исторических судеб, обретают общие черты. Необходимо подчеркнуть, что в рамках определенной историкокультурных общности этносы имеют общие традиции, обычаи, которые создают условия для интенсивного межкультурного диалога (113, 462). Этнографические исследования, как правило, изучают численность народа, его самоназвание, территории расселения, язык и диалекты, письменность, религиозную принадлежность, этногенез, традиционные занятия и современность, традиционные одежду, пищу, жилище, быт, фольклорные праздники;, социальное устройство, духовную культуру (113, 4); Анализ современного состояния этнологической науки позволяет сделать вывод, что она стала значительно богаче и разнообразнее по сравнению с предыдущими периодами развития. Прямым свидетельством этому является тот факт, что в настоящее время в сферу профессиональных интересов этнологов входят не только «примитивные» народы или традиционные культуры; но и народы, а также этнические процессы современных индустриальных обществ, стоящих на пороге постиндустриального этапа своего, развития. В. связи со значительным, расширением сферы исследований в последние десятилетия сформировался ряд смежных дисциплин на пересечении этнографии с другими науками: «этносоциология», «этнолингвистика», «этнодемография» и др. |
многих народов, говорящих на различных языках, и, напротив, значительное культурное многообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Понятие историко-культурных областей подразумевает территории, на которых этносы, вследствие общих природных условий, тесных культурных связей и исторических судеб, обретают общие черты. Этносы в рамках историко-культурных общностей имеют обшие традиции, обычаи, которые создают условия для интенсивного межкультурного диалога (97, 462). Этнографические исследования, как правило, изучают численность народа, его самоназвание, территории расселения, язык и диалекты, письменность, религиозную принадлежность, этногенез, традиционные занятия и современность, традиционные одежду, пищу, жилище, быт, фольклорные праздники; социальное устройство, духовную культуру (97, 4). Психологическая наука изучает проблемы межкультурного взаимодействия примерно с середины XX в., когда проявился интерес к межкультур^ой адаптации индивидуальных переселенцев и «визитеров», что стимулировалось послевоенными массовыми миграционными процессами и бумом в обмене студентами и специалистами. Речь идет, прежде всего, о многочисленных исследованиях приспособления к новой культурной среде с акцентами на патологические феномены (невротические и психосоматические расстройства, отклоняющееся и преступное поведение) (139, 116). Успешное приспособление определяется как ощущение гармонии с окружающим, а основное внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического благополучия и душевного здоровья «чужака». Причем практически не затрагиваются возможные аккультурационные изменения. Это отражается в обращении к понятиям «культурный шок» и сходных с ним «шок перехода», «культурная утомляемость». Термин «культурный шок» был введен К.Обергом (1960), который исходил из идеи, что вхождение в новые культуры сопровождается |