Благодаря результатам исследований этнографов педагогике доступен значительный фактический материал о культурноэтническом многообразии, закономерности «взросления» этносов, этикете различных народов, что позволит развивать поликулътурную компетентность учащихся, подготавливая их к контактам с представителями иных культур. Психологическая наука изучает проблемы этнического в рамках этнопсихологии. Этническая психология как наука, по утверждению В.Г.Крысько, зародилась первоначально в России, на полтора десятилетия раньше появления теории психологии народов М.Лацаруса, В.Вундта (92, 25). В конце XIX —начале XX вв., именно нашей стране принадлежал приоритет в обширных прикладных этнопсихологических исследованиях народов. С начала XX в. формируется этническая психология на Западе, как особое направление в психологических исследованиях. Его основоположниками являются Вундт, Брентано, Г.Штейнталь. Одной из основных обсуждавшихся проблем была проблема «народного духа» или «народной души», ее формирования и сущности. Исследования начала века затрагивают темы, которые получили новое звучание во второй половине столетия: «варварство периферийных этносов и цивилизованность европейца», «язык основной источник этнической психологии», «изменение психологической характеристики народов в результате взаимодействия» (201). Активизация этнопсихологических исследований на Западе относится к 1930-40-м гг., когда проявился интерес к межкультурной адаптации индивидуальных переселенцев и «визитеров», что стимулировалось послевоенными массовыми миграционными процессами и бумом в обмене студентами и специалистами. Речь идет, прежде всего, о многочисленных исследованиях приспособления к 41 |
многих народов, говорящих на различных языках, и, напротив, значительное культурное многообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Понятие историко-культурных областей подразумевает территории, на которых этносы, вследствие общих природных условий, тесных культурных связей и исторических судеб, обретают общие черты. Этносы в рамках историко-культурных общностей имеют обшие традиции, обычаи, которые создают условия для интенсивного межкультурного диалога (97, 462). Этнографические исследования, как правило, изучают численность народа, его самоназвание, территории расселения, язык и диалекты, письменность, религиозную принадлежность, этногенез, традиционные занятия и современность, традиционные одежду, пищу, жилище, быт, фольклорные праздники; социальное устройство, духовную культуру (97, 4). Психологическая наука изучает проблемы межкультурного взаимодействия примерно с середины XX в., когда проявился интерес к межкультур^ой адаптации индивидуальных переселенцев и «визитеров», что стимулировалось послевоенными массовыми миграционными процессами и бумом в обмене студентами и специалистами. Речь идет, прежде всего, о многочисленных исследованиях приспособления к новой культурной среде с акцентами на патологические феномены (невротические и психосоматические расстройства, отклоняющееся и преступное поведение) (139, 116). Успешное приспособление определяется как ощущение гармонии с окружающим, а основное внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического благополучия и душевного здоровья «чужака». Причем практически не затрагиваются возможные аккультурационные изменения. Это отражается в обращении к понятиям «культурный шок» и сходных с ним «шок перехода», «культурная утомляемость». Термин «культурный шок» был введен К.Обергом (1960), который исходил из идеи, что вхождение в новые культуры сопровождается являются Вундт, Брентано, Г. Шпет. Одной из основных обсуждавшихся проблем была проблема «народного духа» или «народной души», ее формирования и сущности. Исследования начала века затрагивают темы, которые получили новое звучание во второй половине столетия: «варварство периферийных этносов и цивилизованность европейца», «язык основной источник этнической психологии», «изменение психологической характеристики народов в результате взаимодействия» (173). В отечественной науке интерес к проблемам этнической психологии возник в конце 80-ых начале 90-ых годов, что определяется расширением конфликтов на национальной почве и усиливающимися миграционными процессами, а также расширением международных контактов. Культурология как наука формируется в середине XX в. Для науки «возраст» в 50 60 лет незначителен. Но история человеческой мысли подготовила необходимость появления фундаментальной науки о культуре. Первый вопрос, который встает перед исследователями, это определение самого предмета культурологии как науки, ее границ и взаимоотношений с соседями в структуре наук. Задача достаточно трудная, так как до формирования культурологии в самостоятельную науку проблемами культуры прямо или косвенно занимались все науки об обществе и человеке. Провести строгие «демаркационные границы» маловероятно. Исследователи проблем культуры опираются на достижения всего комплекса общественных наук. Значение культурологии как самостоятельной фундаментальной науки, по версии А.И. Арнольдова, состоит в том, что она рассматривает и анализирует социальную реальность как совокупный культурный мир, как систему универсальных ценностей, утверждающих себя в социодииамике культурного процесса (3, 44), что явилось существенным прогрессом в постижении единства мира культуры, конкретизацией и обобщением этого совокупного культурного мира. |