психотерапевтические методики и модели» (160, 116 117). Следовательно, именно психологический аспект в анализе феномена «культурного шока» является ведущим. Один из авторитетных специалистов в области межкультурных контактов С. Бокнер (1982) выделил следующие максимально общие категории последствий межкультурного контакта: геноцид уничтожение противостоящей группы; ассимиляция — постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; сегрегация курс на раздельное развитие групп; интеграция — сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в сообщество на новом значимом основании (160, 118). В соответствии с данной моделью Бокнер называет четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида. Так, человек отбрасывает свою культуру в пользу чужой, либо чужую в пользу собственной, либо колеблется между культурами, испытывая внутренний конфликт, либо синтезирует обе культуры, являясь связующим звеном (160, 118). Во многом схожую позицию имеют и другие исследователи в этой области. Они также единодушны в том, что успешная адаптация представляет собой не ассимиляцию с чужой культурой, и даже не только приспособление к новой среде, так как индивид может быть хорошо приспособлен к жизни в новом обществе, удовлетворяя все потребности внутри своей этнической или культурной группы. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Взгляды психологов во многом совпадают с представлениями об успешных межкультурных контактах философов, историков и социологов, которые едины в том, что при межкультурных контактах 43 |
неприятными чувствами (потеря друзей, статуса и т. п.), путаницей в ценностных ориентациях и собственной личностной идентичности. Как правило проблема «культурного шока» рассматривается в контексте U образной кривой процесса адаптации, который включает три основные этапа. Каждый из этапов характеризуется особым психологическим состоянием «визитера»: первый энтузиазмом и приподнятым настроением, второй фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, третий чувством уверенности и удовлетворения (139, 116). Т.Г. Стефаненко обращает внимание на то, что «визитеру» приходится проходить через допЬлиительиые трудности во время реадаптации к родной культуре. Исследователи проблем «культурного шока» акцентируют следующие вопросы: степень выраженности «культурного шока», продолжительность адаптации и ее зависимость от характеристик самих визитеров (возраст, пол, образование, готовность к переменам, тип личности и т. п.) . Конечно, психологический аспект" в исследовании «культурного шока» является ведущим. Так, Стефаненко подчеркивает, что «в целом для исследований «культурного шока» характерен клинический аспект, а при коррекционной работе применяются традиционные психотерапевтические метЪдики и модели» (139, 116 117). Один из ведущих специалистов в области межкультурных контактов С. Бокнер (1982) выделил четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта: 1) геноцид, то есть уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция, то есть постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегация, то есть курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция, то есть сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в сообщество на новом значимом основании (139. 118). В соответствии с данной моделью Бокнер называет четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида. Человек отбрасывает свою культуру в пользу чужой, либо чужую в пользу ? собственной, либо колеблется между культурами, испытывая внутренний конфликт, либо синтезирует обе культуры, являясь связующим звеном (139, 118). Во многом схожую позицию имеют и другие исследователи в этой области. Они также единодушны в том, что успешная адаптация представляет собой не ассимиляцию с чужой культурой, и даже не только приспособление к новой среде, так как индивид может быть хорошо приспособлен к жизни в новом обществе, удовлетворяя все потребности внутри своей этнической или культурной группы. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Взгляды психологов во многом совпадают с представлениями об успешных межкультурных контактах философов, историков и социологов, которые едины в том, что при межкультурных контактах значимым является возможность сохранить свою культурно-этническую идентичность участникам взаимодействия. Психологические школы активно разрабатывают различные механизмы подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию, которые имеют и педагогические характеристики и. более тою, используют чисто педагогические методы обучения. Исследование Т.Г’. Стефаненко подтверждает эту версию. Можно сказать, что педагогическая наука во многом может и должна использовать разработки технологий по подготовке к межкультурному взаимодействию коллег психологов. Отечественные психологи серьезно отстали от западных коллег в разработке обучающих тренингов по подготовке к межкудьтурным контактам. В США только между 1951 и 1981 гг. было предложено более 20 тысяч разнообразных обучающих программ для студентов, военнослужащих. |