Проверяемый текст
Ершов, Вячеслав Алексеевич Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школыЕршов, Вячеслав Алексеевич; Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы (Диссертация 2000)
[стр. 45]

индивидов к межгрупповому взаимодействию.
Например, выделяется просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг
(160, 119).
Цель просвещения приобретение знаний о культуре, этнической общности.
Отправляясь в другую страну, можно прочитать книгу, повествующую о культуре и обычаях ее жителей.
Первоначально в
США подготовка уезжающих за границу строилась именно по этому принципу.
Обучающихся знакомили с историей, государственным устройством, обычаями, традициями страны пребывания.
Но вскоре обнаружилось, что
одного знакомства с чужой культурой недостаточно: полученные знания не всегда смягчали «культурный шок», а информация часто оказывалась нерелевантной характеру непосредственных контактов с местными жителями.
При опросах самих «визитеров» выяснилось, что самым важным условием для успешной адаптации они считают способность справляться с
психологическим стрессом и устанавливать межличностные отношения, эффективно общаться с местными жителями.
Кроме того, совершенно очевидно, что каково бы ни было количество передаваемой информации, обучающиеся не могут быть полностью подготовлены к жизни в другой стране.
Поэтому в настоящее время все большее распространение получает концепция, согласно которой переселенцев и «визитеров» необходимо научить учиться.
В отечественной науке проблемы самообучения ставятся в теоретических разработках Д.Б.
Эльконина, В.В.
Давыдова
(135).
К просвещению примыкают еще два типа дидактических обучающих программ ориентирование и инструктаж.
Цель ориентирования ознакомить человека с новым для него окружением, основными нормами, ценностями,
идеяхми инокультурной группы.
При этом используются пособия типа «Делай это и не делай того».
Инструктаж обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или
[стр. 57]

чиновников, туристов и т.
п., с 1977 года издается журнал «International Journal Intercultural Relation», создана ассоциация «Общество межкультурного образования».
В нашей стране работа над межкудьтурными обучающими программами только начата как в психологической науке, так и педагогике.
Претензии США на влияние в послевоенном мире определяли расширение контактов и стремление к распространению ценностей i американского образа жизни.
Кроме этого, послевоенный мир стал сферой приложения капиталов США.
Психологи используют несколько вариантов подготовки индивидов к меж культурному взаимодействию.
Можно выделить три аспекта, по которым различаются используемые модели обучения: по методу обучения дидактическому или эмпирическому; по содержанию обучения общекультурному или культурно-специфическому; по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
Предпринимаются попытки классифицировать основные * типы обучающих программ при подготовке индивидов к межгрупповому взаимодействию.
Например, выделяется просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг
(139, 119).
Цель просвещения приобретение знаний о культуре, этнической общности.
Отправляясь в другую страну, можно прочитать книгу, повествующую о культуре и обычаях ее жителей.
Первоначально в
CIIJA подготовка уезжающих за границу строилась именно по этому принципу.
Обучающихся знакомили с историей, государственным устройством, обычаями, традициями страны пребывания.
Но вскоре обнаружилось, что
г одного знакомства с чужой культурой недостаточно: полученные знания не всегда смягчали «культурный шок», а информация часто оказывалась нерелевантной характеру непосредственных контактов с местными жителями.
При опросах самих «визитеров» выяснилось, что самым важным условием для успешной адаптации они считают способность справляться с


[стр.,58]

психологическим стрессом и устанавливать межличностные отношения, эффективно общаться с местными жителями.
Кроме того, совершенно очевидно, что каково бы ни было количество передаваемой информации, обучающиеся не могут быть полностью подготовлены к жизни в другой стране.
Поэтому в настоящее время все большее распространение получает концепция, согласно которой переселенцев и «визитеров» необходимо научить учиться.
В отечественной науке проблемы самообучения ставятся в теоретических разработках Д.Б.
Эльконина, В.В.
Давыдова
(117).
щ К просвещению примыкают еще два типа дидактических обучающих программ ориентирование и инструктаж.
Цель ориентирования ознакомить человека с новым для него окружением, основными нормами, ценностями,
идеями инокультурной группы.
При этом используются пособия типа «Делай это и не делай того».
Инструктаж обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или
фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению.
Практическое, ориентированное на непосредственное взаимодействие с членами других групп обучение призван обеспечить тренинг.
Любая программа тренинга пытается ответить на вопрос «как?» как индивид может наладить межличностные контакты в новом для себя окружении, как он может овладеть ценностями, нормами, ролевыми структурами чужой культуры? Обычно межкультурный тренинг ставит перед собой две основные задачи: познакомить с межкультурными различиями в межличностных отношениях, это требует проигрывания ситуаций, в которых что-либо протекает по-разному в двух культурах; сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации.
Это достижимо, если обучающийся знакомится с самыми характерными особенностями чужой культуры (139,

[Back]