Проверяемый текст
Ершов, Вячеслав Алексеевич Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школыЕршов, Вячеслав Алексеевич; Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы (Диссертация 2000)
[стр. 47]

видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира.
Первый «культурный ассимилятор» был разработан психологами университета штата Иллинойс в начале
60-ых годов.
«Культурные ассимиляторы» состоят из описания ситуаций (от 37 до
100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей в каждой ситуации.
В
образовательный процесс старшеклассников могут быть включены некоторые элементы «культурного ассимилятора», например, информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо очень значительные, либо очень значимые, ключевые различия между культурами.
Примеры потенциально конфликтных ситуаций
могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы и наблюдений самих исследователей.
Проблема межкультурных контактов затрагивается и в разделах психологии, посвященных вопросам агрессии, которая детерминируется социальными факторами: расой, национальностью и культурносоциальной
принадлежностью.
Психология не может игнорировать различия в психологическом рисунке между представителями многих культурных сообществ.
Р.
Бэрон, Д.
Ричардсон, Ж.
Годфруа уделяют внимание влиянию принадлежности объекта агрессии, которое основано на двух распространенных предположениях на агрессивность нападающего.
Вопервых, люди склонны быть более агрессивными по отношению к лицам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной с ними расы.
Второе предположение: люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно по отношению к расе, против которой имеют какое-либо предубеждение, чем по отношению к собственной расе.
Данные исследований не подтверждают однозначно ни одного из этих предположений
(20, 145).
Что касается первого предположения, 47
[стр. 59]

hinwe* 59 \...ZZ Основными типами обучающих процедур являются общекультурные t * программы, которые включают в себя тренинг на осознание самого себя как представителя культуры, и общекультурные моделирующие игры, а также культурно-специфические программы тренинга, среди которых необходимо назвать тренинг, включающий в себя реальные культурные контакты, ***** тренинг, моделирующий поведение посредством анализа его возможных последствий, обучение тому, каким образом представители различных âp f народов интерпретируют ваши поступки.
Одним из основных инструментов в подготовке к межкультурному ,^ 2 взаимодействию является так называемый «культурный ассимилятор».
Цель данного метода научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира.
Первый «культурный ассимилятор» был разработан психологами университета штата Иллинойс в начале
; 60-ых годов.
• «2 «Культурные ассимиляторы» состоят из описания ситуаций (от 37 до • •г г * ? *• -'¡N -* 100), в которых взаимодействуют персонажи из д в у х культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей в каждой ситуации.
Во
всех «культурных ассимиляторах» информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо очень значительные, либо очень значимые, ключевые различия между культурами.
Примеры потенциально конфликтных ситуаций
могуч быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы и наблюдений самих исследователей.
v rrfc .-..
.
В отечественной психологии есть примеры разработки «культурных 5 ассимиляторов» на базе МГИМО в 1993 году.
Авторами программы являются Т.Г.
Стефаненко и Е.В.
Шапырина.
«Культурный ассимилятор» рассчитан на ¿¿2 подготовку студентов к контактам с молодежью из США (139, 123).
Проблема межкультурных контактов затрагивается и в разделах психологии, посвященных вопросам агрессии, которая детерминируется социальными факторами: расой, национальностью и культурно-социальной
г .ll.rJ fc -« ■ïvbrt ••cT '.лЪ О г' ..глйг лл{ * * * •V J ? лЯ

[стр.,60]

принадлежностью.
Психология не может игнорировать различия в психологическом рисунке между представителями многих культурных сообществ.
Р.
Бэрон, Д.
Ричардсон, Ж.
Годфруа уделяют внимание влиянию принадлежности объекта агрессии, которое основано на двух распространенных предположениях на агрессивность нападающего.
Во-первых, люди склонны быть более агрессивными по отношению к лицам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной с ними расы.
Второе предположение: люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно по отношению к расе, против которой имеют какое-либо предубеждение, чем по отношению к собственной расе.
Данные исследований не подтверждают однозначно ни одного из этих предположений
(18, 145).
Что касается первого предположения, здесь данные противоречивы и подразумевают наличие множества промежуточных факторов в зависимости агрессивности от расы объекта.
Подчас эти факторы не носят расовой окраски.
Среди них называются впечатления, которые основываются на первичном эффекте восприятия; установки, формирующиеся с детства и «кристаллизирующиеся» в возрасте от 20 до 30 лет; стереотипы, определяющие взгляд на людей на основании каких-либо признаков; предубеждения, которые носят оценочный характер в терминах «плохой» или «хороший» (36.
117).
Особое внимание при изучении агрессивного поведения уделяется предубеждениям, т.
к.
именно они влияют на установки и во многом определяют стиль поведения по отношению к окружающим.
Ж.
Годфруа считает, что «одна из серьезных трудностей, возникающих при необходимости изменить установку, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены нашими предубеждениями относительно тех или иных явлений и людей, рационально обсуждать которые слишком трудно» (36, 93).
Предубеждения явление не рациональною характера, что подталкивает к мысли о возможности их изменения через актуализацию чувственной сферы.

[Back]