здесь данные противоречивы и подразумевают наличие множества промежуточных факторов в зависимости агрессивности от расы объекта. Подчас эти факторы не носят расовой окраски. Среди них называются впечатления, которые основываются на первичном эффекте восприятия; установки, формирующиеся с детства и «кристаллизирующиеся» в возрасте от 20 до 30 лет; стереотипы, определяющие взгляд на людей на основании каких-либо признаков; предубеждения, которые носят оценочный характер в терминах «плохой» или «хороший» (39, 117). Особое внимание при изучении агрессивного поведения уделяется предубеждениям, поскольку именно они влияют на установки и во многом определяют стиль поведения по отношению к окружающим. Ж. Годфруа считает, что «одна из серьезных трудностей, возникающих при необходимости изменить установку, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены нашими предубежденияхми относительно тех или иных явлений и людей, рационально обсуждать которые слишком трудно» (39, 93). Предубеждения явление не рационального характера, что подталкивает к мысли о возможности их изменения через актуализацию чувственной сферы. Адекватно организованные эмоционально насыщенные события могут стать эффективным инструментом «реформирования» предубеждений. Формирование предубеждений чаще всего бывает связано с потребностью определить свое положение по отношению к другим людям, социальным группам, культурам, этносам (особенно в плане превосходства). Именно предубеждениями психологическая школа чаще всего объясняет отношение белых к неграм, представителей одного этноса к представителям другого, носителей доминирующей культуры к представителям культуры меньшинства. Иногда предубеждения распространяются так широко и укореняются столь прочно, что их жертвы часто сами начинают разделять и поддерживать их до такой 48 |
принадлежностью. Психология не может игнорировать различия в психологическом рисунке между представителями многих культурных сообществ. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Ж. Годфруа уделяют внимание влиянию принадлежности объекта агрессии, которое основано на двух распространенных предположениях на агрессивность нападающего. Во-первых, люди склонны быть более агрессивными по отношению к лицам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной с ними расы. Второе предположение: люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно по отношению к расе, против которой имеют какое-либо предубеждение, чем по отношению к собственной расе. Данные исследований не подтверждают однозначно ни одного из этих предположений (18, 145). Что касается первого предположения, здесь данные противоречивы и подразумевают наличие множества промежуточных факторов в зависимости агрессивности от расы объекта. Подчас эти факторы не носят расовой окраски. Среди них называются впечатления, которые основываются на первичном эффекте восприятия; установки, формирующиеся с детства и «кристаллизирующиеся» в возрасте от 20 до 30 лет; стереотипы, определяющие взгляд на людей на основании каких-либо признаков; предубеждения, которые носят оценочный характер в терминах «плохой» или «хороший» (36. 117). Особое внимание при изучении агрессивного поведения уделяется предубеждениям, т. к. именно они влияют на установки и во многом определяют стиль поведения по отношению к окружающим. Ж. Годфруа считает, что «одна из серьезных трудностей, возникающих при необходимости изменить установку, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены нашими предубеждениями относительно тех или иных явлений и людей, рационально обсуждать которые слишком трудно» (36, 93). Предубеждения явление не рациональною характера, что подталкивает к мысли о возможности их изменения через актуализацию чувственной сферы. Адекватно организованные эмоционально насыщенные события могут стать эффективным инструментом «реформирования» предубеждений. Формирование предубеждений чаще всего бывает связано потребностью определить свое положение по отношению к другим людям, социальным группам, культурам, этносам (особенно в плане превосходства). Именно предубеждениями психологическая школа чаще всего объясняет отношение белых к неграм, представителей одного этноса к представителям другого, носителей доминирующей культуры к представителям культуры ? меньшинства. Иногда предубеждения распространяются так широко и укореняются столь прочно, что их жертвы часто сами начинают разделять и поддерживать их до такой степени, что порой теряют реальное представление о своей собственной личности, поэтому очень трудно изменить установки как у носителей предубеждений, гак и у их жертв. Современность доказывает «живучесть» национально-культурного мифа, который находит свое конкретное выражение и проявление в предубеждениях по отношению к иным, прежде всего ранее господствовавшим этносам. Предубеждение позволяет людям направлять свою агрессивность на г «группу-мишень». Например, во время кризисов ксенофобия, расизм, национализм дают возможность усмотреть причину экономических трудностей в национальных меньшинствах, «лицах кавказской национальности» или в прошлом преобладающей нации. История знает подобные драматические страницы: преследование евреев нацистской Германией, дискриминация русскоязычного населения в бывших республиках Советского Союза. Наиболее подвержены предубеждениям люди с авторитарным мышлением, которое формируется средой и воспитанием. Следовательно, именно педагогической науке и практике решать проблемы ? «реформирования» предубеждений, установок, стереоз ипов. С начала XX в. формируется этническая психология, как особое направление в психологических исследованиях. Его основоположниками |