проведенных исследований военными психологами Н.Г.Борискиным, В.Н.Дейнекиным, В.Г.Крысько, В.А.Поповым и другими специалистами широко используются в подготовке военных специалистов (92, 47). Вместе с тем, наработки военных психологов в области исследований особенностей национального характера крайне важны для построения педагогических технологий в обучении и воспитании представителей различных этнических групп, а также повышения эффективности формирования поликультурных компетенций на основании учета психологических особенностей учащихся детерминированных этнической культурной. История человеческой мысли подготовила необходимость появления фундаментальной науки о культуре —культурологи. Первый вопрос, который встает перед исследователями, это определение самого предмета культурологии как науки, ее границ и взаимоотношений с соседями в структуре наук. Задача1 достаточно трудная, так как до формирования культурологии в самостоятельную науку проблемами культуры прямо или косвенно занимались все науки об обществе и человеке. Провести строгие «демаркационные границы» маловероятно. Исследователи проблем культуры опираются на достижения всего комплекса общественных наук. Необходимость выделения культурологии в самостоятельную фундаментальную науку, по мнению А.И. Арнольдова, обусловлена тем, что в ней рассматривается и анализируется социальная реальность как совокупный культурный мир, как система универсальных ценностей, утверждающих себя в социодинамике культурного процесса (4, 44). Именно это свидетельствует о существенном прогрессе в постижении единства мира культуры, конкретизацией и обобщением этого совокупного культурного мира. 50 |
являются Вундт, Брентано, Г. Шпет. Одной из основных обсуждавшихся проблем была проблема «народного духа» или «народной души», ее формирования и сущности. Исследования начала века затрагивают темы, которые получили новое звучание во второй половине столетия: «варварство периферийных этносов и цивилизованность европейца», «язык основной источник этнической психологии», «изменение психологической характеристики народов в результате взаимодействия» (173). В отечественной науке интерес к проблемам этнической психологии возник в конце 80-ых начале 90-ых годов, что определяется расширением конфликтов на национальной почве и усиливающимися миграционными процессами, а также расширением международных контактов. Культурология как наука формируется в середине XX в. Для науки «возраст» в 50 60 лет незначителен. Но история человеческой мысли подготовила необходимость появления фундаментальной науки о культуре. Первый вопрос, который встает перед исследователями, это определение самого предмета культурологии как науки, ее границ и взаимоотношений с соседями в структуре наук. Задача достаточно трудная, так как до формирования культурологии в самостоятельную науку проблемами культуры прямо или косвенно занимались все науки об обществе и человеке. Провести строгие «демаркационные границы» маловероятно. Исследователи проблем культуры опираются на достижения всего комплекса общественных наук. Значение культурологии как самостоятельной фундаментальной науки, по версии А.И. Арнольдова, состоит в том, что она рассматривает и анализирует социальную реальность как совокупный культурный мир, как систему универсальных ценностей, утверждающих себя в социодииамике культурного процесса (3, 44), что явилось существенным прогрессом в постижении единства мира культуры, конкретизацией и обобщением этого совокупного культурного мира. |