Одним из ключевых элементов становления национального образования чаще всего называется развитие национально-языковой культуры, что полностью согласуется с представлениями исследователей о ведущем элементе любой культуры языке. Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения подчеркивают как педагоги прошлого, так и ученые и практики сегодняшнего дня. Знакомство с отечественными педагогическими исследованиями позволяет сделать вывод о том, что проблеме поликультурного образования уделяется значительное внимание, да и само понятие все активней включается в научный оборот. Только в последние десятилетия в результате «этнической революции» отечественная педагогическая наука делает активные шаги к пониманию проблем поликультурного общества и поликультурного образования как необходимого элемента любой образовательной системы. В советской педагогике основными элементами педагогической деятельности, направленной на подготовку к контактам с представителями иных культур, выделялись следующие: воспитание патриотизма и интернационализма, воспитание в духе мира и дружбы между народами. При этом вводилось понятие «социалистическое воспитание», которое имело оттенок классовых интересов и предполагало фильтрацию предлагаемого материала через идеологические рамки. (127, 164 166). Тем не менее, нельзя не учитывать тот значительный потенциал, который был наработан в рамках исследования проблем интернационального воспитания за последние десятилетия советского периода. Значительный вклад в развитие теории и практики интернационального образования внесли Ю.К.Бабанский, И.А.Верба З.Т.Гасанов, И.С.Марьенко, Б.Т.Лихачев, В.Г.Пряникова, М.А.Терентий, З.К.Шнекендорф. В качестве специального предмета исследований в педагогике эти проблемы занимают заметное место с середины 1950-ых 77 |
спектра общественных наук, особое место среди которых занимают философия, история, социология, психология, культурология. Еще в начале XX в. исследователи обращают особое внимание на взаимосвязь культуры общества и образовательной деятельности. Известный русский педагог С.И. Гессен подчеркивал, что «понять систему образования данного общества значит понять строй .то жизни». Тесно связывая цели образования с целями человеческого общества, С.И. Гессен отмечает, что именно «культура представляется целью ... современного человека» (34, 2526). А культура при этом понимается как наиболее общее понятие, включающее в себя «три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию» (34, 27). Особое место в отечественной педагогической традиции занимает проблема национального образования, которое ранее не рассматривалось как первый шаг к диалогу культур, но выполняло эту задачу. Проблема отношения национальных культур не определялась в качестве актуальной в конце XIX начале XX в. в России. Среди исследований вопросов национального образования широкую известность приобрели работы К.Д. Ушинского, Л.П. Толстого, П.Ф. Каптеревл, П.П. Блонского. С.И. Гессена и ряд^ других ученых и практиков. Сегодня, когда для исследователей взаимодействия и взаимовлияния этносов особое значение имеет проблема национально-культурной идентификации, трудно переоценить значение работ, посвященных проблемам национального образования, которое и выполняет задачу формирования культурной идентичности. Одним из ключевых элементов становления национального образования чаще всего называется развитие национально-языковой культуры, что полностью согласуется с представлениями исследователей о ведущем элементе любой культуры языке. Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения подчеркиваю! как педагоги прошлого, так и ученые и практики сегодняшнего дня. Знакомство с отечественными педагогическими исследованиями позволяет сделать вывод о том, что проблема пол «культурного образования в современном ее понимании никогда не ра.емагривалаеь в делом, да и само понятие не было включено в научный оборот. Только в последние годы в результате «этнической революции» отечественная педагогическая наука делает первые шаги к пониманию проблем моликультурного общества и поликультурного образования как необходимого элемента любой образовательной системы. В советской педагогике основными элементами педагогической деятельности, направленной на подготовку к контактам с представителями иных культур, выделялись следующие: воспитание патриотизма и интернационализма, воспитание в духе мира и дружбы между народами. При этом вводилось понятие «социалистическое воспитание», которое имело оттенок классовых интересов и предполагало фильтрацию предлагаемого материала через идеологические рамки. (109, 164 166). Тем не менее нельзя не учитывать тог гигантский потенциал, который был наработан в рамках исследования проблем интернационального воспитания за последние десятилетия советского периода. Значительный вклад в развитие теории и практики интернационального образования внесли Ю.К. Бабанский, И.А. Верба З.Т. Гасанов, И.С. Марьенко, Ь.'Г. Лихачев, В.Г. Пряников, М.А. Терентий, З.К. Шнекендорф. В качестве специального предмета исследований в педагогике эти проблемы занимав»! заметное место с середины 50-ых годов. Среди них можно выделить несколько групп: изучение истории вопроса, разработка теоретических основ интернационального воспитания, изучение роли различных видов деятельности по интернациональному и патриотическому воспитанию, выявление воспитательных возможностей ряда учебных предметов, проблема формирования идейно-нравственных основ интернационального воспитания, изучение и обобщение педагогического опыта. В 7и-ые годы начинается разработка проблем развития национальной школы в условиях национально-русского |