Наряду с некоторыми точками соприкосновения между интернациональным воспитанием и поликультурным образованием (знакомство с историей и культурой народов, стремление к межнациональному диалогу, разработка технологий изучения иных культурно-этнических содержаний и т. п.) все же существуют и значительные различия, которые заложены в ценностных основаниях подходов. Интернациональное воспитание строится на принципах классового единства интересов, а национальная идентификация отступает на второй план, причем попытки глубокого изучения своей национальной культуры и ее пропаганда могли повлечь за собой обвинение в национализме (181, 131). Национальные интересы в системе интернационального воспитанию теряют свое значение и уступают первенство идеологическим интересам различных классов: пролетариата, крестьянства, буржуазии. На основе данного положения социальная интеграция имеет, прежде всего, классовый характер, преодолевая национально-государственные границы, а интересы класса становятся более значимы, чем национально государственные интересы. Поликультурное образование развивает межкультурную компетенцию, которая основывается на знании основополагающих ценностных оснований иной культуры, во многом не признавая идею классового подхода в структурировании культур (51, 52, 103) Поликультурное образование исходит из того, что социальная интеграция не должна ограничиваться какими-либо, в том числе, этническим признаком. Важнейшей задачей поликультурного образование является формирование этнической идентичности индивида, развитие поликультурных компетенций с целью создать, на этой основе, условия его интеграции в поликультурное общество. 80 |
российского государства. В.К. Шаповалов подчеркиваем необходимость включения в содержание образования трех взаимозависимых компонентов: 1 обеспечение личности возможности самоидентификации в качестве представителя того или иного этноса; 2 создание условия для вступления личности в равноправный диалоге имеющимся поликультурпым окружением; 3 обеспечение включенности личности в современные мировые цивилизационные процессы (168, I I). Впервые в учебной литературе для студентов педагогических вузов ? вводится темы связанные с проблемой этнической педагогики (П.И. Пидкасистый, 1996). Вторая половина 90-ых годов отмечена введением в научный оборот качественно новых для отечественной педагогики подходов к реализации задач воспитания культуры межнационального общения. Их идейной основой являются ценности гуманизма и общечеловеческие ценности. Преодолеваются негативные установки классового подхода в исследовании культурного многообразия современною мира. В педагогические исследования вводится понятие поликультурной ере..-я. f Наряду с некоторыми точками соприкосновения между интернациональным воспитанием и поликультурным образованием (знакомство с историей и культурой народов, стремление к межнациональному диалогу, разработка технологий изучения иных культурно-этнических содержаний и т. п.) все же существуют и значительные различия, которые заножены в ценностных основаниях подходов. Интернациональное воспитание строится на принципах классового единства интересов, а национальная идентификация отступает на второй план, причем к пытки глубокого изучения своей национальной культуры и се пропаганда чк>»ли повлечь за собой обвинение в I национализме (155, 131). Поликультур!юс образование развивает межкультурную компетенцию, которая основывается на знании основополагающих |