сообщество призывалось считать своим долгом «сохранять и защищать культурное наследие каждого народа», т. к. «все культуры составляют единое целое в общем наследии человека; культурная самобытность обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов», культура рассматривалась как диалог культур, «обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других», которая в изоляции «увядает и погибает» (155, 345 346). Особое значение в решении провозглашенных задач придается возможностям образовательных систем. Эксперты ЮНЕСКО разрабатывают различные аспекты поликультурного образования, среди которых следует выделить следующие темы: интегрированное образование в неоднородных обществах; культурный плюрализм и идентичность; многокультурное образование и междисциплинарный подход; содержание, методы, формы поликультурного образования; влияние поликультурного образования на решение межкультурных конфликтов и т. д. (128). В отечественной педагогической науке и практике изучение проблем поликультурализма на сегодняшний день осуществляется в следующих направлениях: теоретико-методологические основы поликультурного образования, проблема обучения языкам в условиях двуязычия, поликультурное образование и подготовка учителей, реализация поликультурного образования в школе (130). Материалы Всероссийской конференции, проведенной в сентябре 1997 г., убедительно показали, что исследования проблем поликультурного образования в конце XX века вышли на новый качественный уровень. Исследуются различные аспекты проблемы: воспитание в условиях двуязычия, национальное воспитание и культурная идентификация, возможности различных дисциплин в подготовке к деятельности в поликультурной среде, проблемы межнационального общения, 86 |
огульное признание всех элементов культуры может иметь непоправимые последствия. Трудно согласится с деятел .иостыю и щ лностими радикальных религиозных течений, исповедующих борьбу с « т верными». I Если говорить о практической реализации и д и «инновационного обучения» для разрешения проблем национального характера как на международной арене, так и внутри многонациональных государств, то необходимо назвать исследования ученых США РЛ еиви, Э.Боткина в области глобального образования (135. 332). Идеи инновационного обучения являются значимыми и для развития поли культурного образования, концепция которого развивалась в педагогической теории США Д. Бенксом (99, 104 110). Проблемы поликультурного образования бью, ро выходят за рамки государственных и приобретают общемир»и«>е значенье. Существенную роль в постановке проблемы сыграли международные организации, особенно ЮНЕСКО. В 1982 году в Мехико работала конференция под эгидой этой международной организации по вопросам культурной самобытности, на которой были провозглашены основные .-¡отходы в \ »строении отношений между культурными сообществами, способные выве ли мир из состояния перманентного конфликта, возникающею ю и одном, то и другом уголке планеты. Культурная самобытность объявлялась «неоценимым богатством, которое расширяет возможности для не: морон него >азви:ия человека», а международное сообщество призывалось /читать свои 1 долгом «сохранять и защищать культурное наследие каждою народа», г. к. «все культуры составляют единое целое в общем наследии человека; культурная самобытность обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов)., культур, рассматривалась как диалог культур, «обмен мнениями п опытом, нос иженне ценностей и традиций других», которая в изоляции «\вя.дает и погибает» (135, 345 346). 76 Особое значение в решении провозглашенных задач придается возможностям образовательных систем. Эксперты ЮНЕСКО разрабатывай ; различные аспекты поликультурного образования, среди которых следует выдели 1 ь следующие темы: интегрированное образование в неоднородных обществах; культурный плюрализм и идентичность; многокудьт; ¡и,зе образен лнис п междисциплинарный подход; содержание, методы, фермы поликуя дурного образования; влияние поликультурного образования на решение межкультурных конфликтов и т. д. (110). В отечественной педагогической науке и практике изучение проблем поликультурализма на сегодняшний день осуществляется в следующих направлениях: теоретико-методологические основы поликультурного образования, проблема обучения языкам в условиях двуязычия, поликультурное образование и подготовка учителей, реализация поликультурного образования в школе (112). Материал .! Всероссийской конференции, проведенной в сентябре 1997 г., убедите тыю показывают , что проблемами поликультурного образования серьезно занимаются во всех регионах нашей страны. Исследуются различные аспекты проблемы: воспитание в условиях двуязычия, национальное воспитание и культурная идентификация, возможности различных дисциплин в подготовке к деятельности в поликультурной среде, проблемы межнационального общения, проблемы становления поликультурного мышления задачи гуманизации образования как необходимого условия поликульт \ рнок о образования, источники поликультурной образовательной традиции и г. д. ? Значительным шагом в направлен ш создания истс.мы поликультурного образования является работа В.В Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой «Поликультурное образование актуальная проблема современной школы» (88), где определены цели и за »ачи поликультурного : ■ яг* ■ *** • . Д Г * * '■ ■ у * ? ' уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; ¥ уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей» (48, 34). Значительное внимание проблемам межкультурных контактов несколько последних десятилетий уделяют международные организации. Например, международная конференция 1982 года в Мехико, организованная ЮНЕСКО, оказала значительное влияние на организацию отношений между культурами, государствами и народами. В ее решениях было записано: • «любая культура представляет совокупность неповторимых и незаменимых ценностей (только через свои традиции и формы выражения каждый народ может заявить о себе миру); • культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивая элементы других культур, совместимые со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания; • все культуры составляют единое целое в общем наследии человека; культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов; культура это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает; • необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и право каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать ее уважение» (135, 345 346). Основополагающие идеи, выдвинутые участниками конференции, являются итогом историко-культурного опыта человечества, котАрый показывает, что мир един только в своем многообразии. Будущее |