Проверяемый текст
Курдюк, Петр Михайлович; Местное самоуправление как правовая форма выражения и реализации интересов гражданского общества в странах Запада (Диссертация 2001)
[стр. 129]

торое можно было бы соотносить с практикой самоуправления, принятой во всем мире, можно говорить лишь с начала 90-х гг.
XX столетия, когда в России начинают закладываться основы современного гражданского общества.
Переломное значение имело принятие Конституции 1993 г., которая гарантировала самостоятельность местного самоуправления и тем самым допускала возможность творчества в построении российском модели.
«Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского обещства.
Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства», отмечал B.C.
Мок«202 рыи .
В вопросах местного самоуправления Конституция 1993 г., скорее, ориентировалась на принципы англосаксонской модели.
Вместе с тем она предусматривала возможность передачи муниципалитетам отдельных государственных полномочий с финансированием их осуществления, что сближало ее с романо-германской концепцией местного самоуправления.
Важным источником муниципального права, правовой основой для развития законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении стал Федеральный закон от 28.08.1995 г.
№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред.
от 21.07.2005)203.
Данный закон определил общие принципы ор202Там же, с.
44.
203Собрание законодательства Российской Федерации.
1995.
№ 35.
Ст.
3506.

С 8 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применялся в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и утрачивает силу с 1 января 2009 года (пункг 7 части 1 и часть 2 статьи 86 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ).
129
[стр. 266]

пальной власти, однако зарубежная практика показала эффективность и жизнеспособность разделения властей в том числе и на местном уровне.
Неясность положений Конституции по этому вопросу дала основание федеральному законодателю отойти от принципа разделения властей на уровне местного самоуправления и наделить главу муниципального образования правом возглавлять всю деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст.
16 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”).
Более того, рассматриваемый Закон предоставил главе муниципального образования право входить в состав представительного органа местного самоуправления и даже председательствовать не его заседаниях.
Правда, конкретный способ осуществления этих полномочий должен быть определен уставом самого муниципального образования’ .
Было бы полезно сравнить такое положение дел с особенностями решения аналогичной проблемы в странах Латинской Америки, о чем говорилось в предшествующей главе.
Положения Конституции РФ находят свою конкретизацию в правовых документах федерального, регионального и местного уровня.
Так, очень важные положения Конституции РФ о муниципальной собственности получили развитие в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'', где, в частности, установлен перечень объектов данного вида собственности.
Однако анализ этого обширного перечня показывает, что к доходным объектам муниципальной собственности могут быть безусловно отнесены только муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации (созданные далеко не во всех регионах страны) и при благоприятных условиях муниципальные земли и другие природные ресур266 ’ См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1995.
№ 35.
Ст.3506.


[стр.,274]

Это необходимо особенно учесть в формировании как федеральной, так и региональной налоговой политики.
С учетом зарубежного опыта целесообразным представляется установление единых нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различного уровня*.
Положения Конституции РФ о муниципальной собственности получили развитие в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где, в частности, установлен перечень объектов данного вида собственности.
Однако анализ этого обширного перечня показывает, что к доходным объемам муниципальной собственности могут быть безусловно отнесены только муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации (созданные далеко не во всех регионах страны) и при благоприятных условиях ■ муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности^, муниципальные предприятия и нежилой фонд.
Все остальные объекты муниципальной собственности; муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта скорее следует отнести к затратным, нежели к доходным объектам.
В большинстве стран Западной Европы и Америки орган местного самоуправления, как правило, разрабатывает два основных документа; бюджет и план развития местности.
Опыт показывает, что эффективная программа общественного участия в управлении может быть организована только вокруг таких мероприятий, которые могут реально вовлечь граждан.
Например, в рассмотрении предложений по бюджету или разработку и применения на практике плана развития местности.
274 ' Куксин И.Н., Хоманов В.И., Шевченко М.М.
Налогообложение в России; история и современность.
СПб., 1997.
С.
81.
^ См.; Собрание законодательства Российской Федерации.
1995.
№ 10.
Ст.823.


[стр.,305]

изменений в Федеральный закон “Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации” //Российская газета.
1996.
13 февраля.
18.
Постановление Правительства Российской Федерации “О некоторых мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Российская газета.
1996.
3 августа.
19.
Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления //Собрание законодательства Российской Федерации.
1996.
№2.
Ст.
12.
20.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г.
по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г.
“О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” //Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
№ 5.
Ст.
708.
21.
Сборник Конституций Республик в составе Российской Федерации/Сост.
Н.А.Михалева.
М., 1995.
22.
Устав Магаданской области, принятый Магаданской областной Думой 15 августа 1996 г.
Отд.
изд.
Магадан, 1996.
23.
Устав г.
Москвы, принятый Московской городской Думой 28 июня 1995 г.
Отд.
изд.
М., 1995.
24.
Закон г.
Москвы от 11 сентября 1996 г.
“О районной управе в городе Москве" //Ясюнас В.А.
Местное самоуправление.
Комментарий.
Разъяснения.
М., 1997.
25.
Закон Санкт-Петербурга “О референдуме Санкт-Петербурга” //Новое законодательство Санкт-Петербурга.
1996.
№ 10.
26.
Закон Санкт-Петербурга “О местном референдуме СанктПетербурга” //Новое законодательство Санкт-Петербурга.
1996.
№ 12.
27.
Городовое положение 1892 г.
//Полное собрание Законов Российской Империи.
Изд.
3-е.
Т.
2.
№ 8708.
305

[Back]