15 ГЛАВА I ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОПЫТ ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ § 1. Становление идеи институционализированного самоуправления в истории правовой мысли Формирование системы местных сообществ в России и их правовых основ происходит с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера, среди которых не в последнюю очередь указывают на отсутствие методологических обобщений российского и зарубежного опыта организации и существования местных сообществ на разных исторических этапах государства. И это не случайно. Для того чтобы понять правовое развитие как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, при котором его можно было бы соотнести с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной культуры. Через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, институтов местного самоуправления, их принципов и норм выявляются общие закономерности правового развития, его направления, этапы, перспективы. Идея самоуправления является одной из центральных в истории и теории права. «Судьбы научных идей противоречивы и порой непредсказуемы. Одни из них успешно развиваются и находят свое практическое воплощение, другие так и остаются лишь в лоне теорий, третьи модернизируются, сливаются, поглощаются новыми подходами, решениями», —отмечает Ю.Л. Шульженко2. История идеи самоуправления показывает, что здесь мы 2Шульженко Ю.Л. Дореволюционные российские ученые о конституционном государстве // Конституционно-правовые идеи в монархической России. М., 2007. С. 3. |
15 ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ § 1. Правовая компаративистика в системе методов исследования права Право — явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того, чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, при котором его можно было бы соотнести с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной культуры. Необходимо сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, институтов местного самоуправления, их принципов и норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы’'. Кроме того, такое сопоставление, основанное на методологии правовой компаративистики, позволяет выявить общее и специфическое в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования и самоуправления в определенную “периодическую систему” мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а це* Бачинин В.А. Философия права и преступления. Харьков, 1999. С. 149. |