ва, позволяя определить перспективы разлития законодательства о местном самоуправлении с точки зрения воплощения в нем единства общего и особенного135. Наиболее фундаментальное различие существующих моделей местного самоуправления в различных странах связано с их принадлежностью к различным правовым семьям. Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделенная па основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями выделяют, обычно, следующие правовые семьи: общего права; романо-германскую; славянскую; мусульманскую; индусскую; а также смешанные правовые семьи. Р.Давидом было разработано деление существующих правовых систем на “семьи”, где на основе определенных классификационных признаков выделяются три главные группы правовых систем: романо-германская семья, семья общего права и семья социалистического права136. Романо-германская правовая семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими должны быть эти нормы, составляет основную задачу юридической науки. В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой 1 3 3Грибанова Г.И. Местное самоуправление в политической системе развитых демократий (сравнительный анализ западноевропейских стран: Автореф. дисс. ... доет.социол.наук. СПб, 1998. С. 15-16. 136Давид Г. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 40. |
торых Протекали сравниваемые исторические события, стадии развития, и типологическую суть государственно-правовых явлений. Заметим, что сравнивать можно государственно-правовые явления и однотипные, и разнотипные, находящиеся как на одних и тех же, так и на разных стадиях развития. Но тогда в одном случае сущность будет раскрываться на основе выделения сходств, а в другом — различий. Соблюдение указанных условий историко-правовых сравнений предполагает последовательное проведение принципа историзма в исследовании'. Исследователь, обращающийся к сравнительно-историческому методу, должен постоянно помнить об определенной ограниченности этого метода, а также ряд трудностей, связанных с его применением. Дело в том, что в целом этот метод не направлен на раскрытие рассматриваемой реальности. Посредством его познается прежде всего коренная сущность реальности во всем ее многообразии, а не конкретная специфика. Вызывает сложность и применение сравнительно-исторического метода при изучении конкретной динамики государственно-правовых явлений и процессов. В рамках методологии правовой компаративистики в настоящее время, как правило, используются типологии правовых систем, опирающиеся, главным образом, на конкретно-географические, национальноисторические и технико-юридические признаки права. Наиболее распространенной на сегодняшний день является типология, в основе которой лежит выделение определенной правовой семьи. Здесь правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями выделяют. 37 ' См.: Грязин И.Н. Исторические модели правовой теории // Историческое в теории права. Тарту, 1989. С. 43-61. обычно, следующие правовые семьи; общего права; романо-германскую; славянскую: мусульманскую; индусскую; а также смешанные правовые семьи. Для их общей характеристики используем фундаментальный труд Р.Давида “Основные правовые системы современности". В работе Р.Давида было разработано деление существующих правовых систем на “семьи”. На основе определенных классификационных признаков автор выделял три главные группы правовых систем: романо-германскую семью, семью общего права и семью социалистического права’ . Романо-германская правовая семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими должны быть эти нормы, составляет основную задачу юридической науки. В романо-германской семье начиная с XIX века господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки. В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые систе38 ’ Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 40. |