Проверяемый текст
Конокотин, Николай Георгиевич; Экономические основы и методы противоэрозионной организации территории : Теория, методика, практика (Диссертация 1998)
[стр. 10]

организация территории», которое является производным от базового «организация территории», который на уровне хозяйства, в основном, совпадает с термином «землеустройство».
Имеется ряд работ, в которых содержатся предложения по содержанию понятия и составляющих элементов
землеустройства Г.
И.
Горохов [1968], П.
И.
Казьмир [1988], В.
Д.
Кирюхин [1973], М.
И.
Лопырев [1977], Г.
И.
Швебс [1981] Н.
Г.
Конокотин [1973], и др.
Первое представление о землеустройстве, способствующем прекращению эрозионных процессов, было связано с правильным размещением на склонах границ землевладений и землепользований.

В.
В.
Докучаев и другие видные ученые-аграрники рекомендовали целый комплекс мероприятий по защите почв от эрозии.
В.
В.
Докучаев, как руководитель экспедиции лесного департамента непосредственно участвовал в разработке и осуществлении комплексных мероприятий по защите почв от эрозии, которые и в настоящее время имеют большое научное и практическое значение.
Большой вклад в разработку мер по защите почв от эрозии внес Козьменко А.
С., по инициативе которого в Орловской области в 1923 году была создана опытно-овражная станция, основной задачей которой являлась разработка методических рекомендаций по защите почв от эрозии (прежде всего линейной) и практическое их осуществление.
Следующим важным шагом можно считать противоэрозионную организацию территории, разработку в составе землеустроительных проектов комплексов мероприятий по защите земель от эрозии.
Отмечая наличие тесной связи между организацией территории и процессами эрозии, С.

И.
Сильвестров [127, 128] подчеркивал, что повышение уровня сельского хозяйства в эрозионных районах требует применения специальной системы землеустроительного проектирования, учитывающей осуществление специфических противоэрозионных мероприятий.
Этот вывод существенным образом изменил представление о возможностях и роли землеустройства в защите земель от эрозии.

Значительным этапом в постановке и решении проблемы правильной организации территории с целью предотвращения эрозии земель, явился план создания
системы защитных лесных полос с освоением почвозащитных севооборотов на сильносмытых почвах, принятый в 1948 г.
Это был первый предпроектный документ по защите земель от эрозии, в котором
обт>емы работ увязывались с имеющимися и планируемыми ресурсами, где на уровне схемы, ре10
[стр. 13]

13 ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОЭРОЗИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ.
1.1.
Понятие противоэрозионной организации территории и ее место в системе землеустройства.
В специальной землеустроительной литературе рассматриваются различные аспекты складывающегося в последние годы понятия «противоэрозионная организация территории».
Имеется ряд работ, в которых содержатся предложения по содержанию понятия и составляющих элементов
противоэрозионной организации территории (77, 123, 133,204, 281, 327, 370).
Термин «противоэрозионная организация территории» является производным от базового «организация территории», который на уровне предприятия (хозяйства) в основном совпадает с термином «землеустройство».
Поэтому его формулировка должна соответствовать уже устоявшемуся представлению об организации территории как о процессе и системе мероприятий по приспособлению территории к наиболее выгодному хозяйственному ее использованию и как об отрасли научных знаний.
Приспособление территории, в данном случае, не исключает целесообразность изменения по объективным причинам качества земель и самой цели производства.
Эффективное хозяйственное использование территории предполагает, прежде всего, выполнение производственных задач, в рамках которых неразрывно решаются вопросы расширенного воспроизводства плодородия земель (включая эродированных), охраны их от эрозионных процессов.
Поэтому система практических землеустроительных мероприятий обязательно предполагает противоэрозионные приемы, то есть ее противоэрозионную организацию.
Система мероприятий, входящих в землеустройство, претерпевала изменения по мере исторического развития.
Следовательно, чтобы дать современное определение противоэрозионной организации территории, необходимо рассмотреть ее появление, уяснить, какой смысл вкладывался в это понятие на различных этапах совершенствования землеустройства.


[стр.,15]

15 Если ускоренное развитие эрозии почв стимулируется неправильной организацией территории, то естественно, что разумно проведенное землеустройство противодействует эрозионным процессам.
Наличие этой причинноследственной связи вполне согласуется со сложившимся представлением об ускоренной антропогенной эрозии почв, как о явлении, обусловленном неправильной хозяйственной деятельностью.
Таким образом, первое представление о землеустройстве, способствующем прекращению эрозионных процессов, было связано с правильным размещением на склонах границ землевладений и землепользований.
До этого межевые линии рассматривались с точки зрения их устойчивости, четкости обозначения пределов землевладений и землепользований, определяя тем самым и цели улучшения их расположения.
Постепенно накапливающийся опыт формирования массивов землевладений и землепользований на склоновых землях и практические навыки размещения их границ стали учитываться при разработке правил землеустроительного проектирования.
Решение вопросов защиты земель от эрозии путем создания различных пространственных форм устройства территории отражены в дореволюционных правилах проектирования участков (1911 г.).
В них содержались указания приспособления нарезки участков к условиям рельефа, и связанным с ним режимом увлажнения.
Рекомендовалось располагать участки по длине в направлении горизонталей.
При такой нарезке предупреждалась возможность размыва участков и сноса почвы (образования оврагов и водороин), достигалась стабилизация влагообеспечения (при поперечной вспашке борозды препятствуют стоку воды), что весьма важно в местностях, страдающих от недостатка влаги.
При избытке влаги нарезку участков рекомендовалось проводить так, чтобы вода могла стекать по бороздам (122, с.
221).
Появление в правилах проектирования рекомендаций по пространственным формам устройства земель, регулирующих сток и предотвращающих смыв почвы стало первым шагом в формировании системы специальных практических, а затем и научных знаний о противоэрозионной организации территории, которая постепенно оформилась в самостоятельный раздел научной дисципли

[стр.,16]

16 ны «Землеустроительное проектирование».
Отмечая наличие тесной связи между организацией территории и процессами эрозии, С.

Сильвестров (1938 г.) подчеркивал, что поднятие уровня сельского хозяйства в эрозионных районах требует применения специальной системы землеустроительного проектирования, учитывающей осуществление специфических противоэрозионных мероприятий (317, 318).
Этот вывод существенным образом изменил представление о возможностях и роли землеустройства в защите земель от эрозии.

Система землеустроительного проектирования, ориентированная на охрану земель от эрозии впоследствии получила название «Противоэрозионная организация территории».
Тем самым подчеркивалось ее целевое назначение и специфика приемов решения актуальной задачи хозяйствования и природопользования.
К концу 30-х годов эффективность защиты земель от эрозии напрямую увязывалась с правильной организацией территории.
В содержании иротивоэрозионного устройства территории произошел переход от отдельных приемов борьбы с оврагами к системе мероприятий по предотвращению смыва почвы на всей площади водосборов.
Система противоэрозионных мероприятий включала не только методы размещения границ участков на склонах, но и способы проектирования севооборотов, сенокосои пастбищеоборотов на смытых землях, рационального использования эродированных угодий.
Значительным этапом в постановке и решении проблемы правильной организации территории с целью предотвращения эрозии земель, явился план создания
крупных государственных защитных лесных полос с освоением травопольных севооборотов на сильносмытых почвах, заравниванием промоин, залужением водоподводящих ложбин и др., принятый в 1948 г.
По сути, это был первый предпроектный документ по защите земель от эрозии, в котором объемы работ увязывались с имеющимися и планируемыми ресурсами, на уровне схемы решались вопросы размещения крупных государственных защитных лесных полос.
Правильной организации территории в этом плане отводилась роль территориальной основы травопольной системы земледелия.
Предусматривалась

[Back]