27 др.) считают, что главной движущей силой развития личности является потребность в «росте», в реализации способностей и возможностей человека. Гуманистические психологи исследуют, каким образом обучение и воспитание способствуют развитию творческих сил индивида. При этом имеются в виду не только способности к созданию конкретных продуктов, но и способности к творческому преобразованию человеческих возможностей. Они предлагают иерархию потребностей человека, обосновывая, что любая его способность является потребностью. Наиболее полная самореализация человека при этом та, которая приводит к развитию его индивидуальности. Сутью процесса самореализации, с их точки зрения, является развитие тех потенциальных сил человека, которые обуславливают «хорошие человеческие отношения». Они подчеркивают, что самореализация как развитие индивидуальности предполагает ясность, глубину чувств, убеждений, мыслей; проявлений во всей полноте воли человека, его дарований; использования их ради достижения конструктивных целей. По отношению к другим людям самореализация означает стремление к подлинным чувствам в человеческих взаимоотношениях, уважение чужой индивидуальности, ее прав и особенностей. Выступающее при этом потребностное основание развития и (г! воспитания личности еще раз доказывает правомерность роли потребностей, которая явно недооценивается в теории и практике волевого воспитания в советской педагогике. Для нашего исследования чрезвычайно важна идея динамичного соотношения и взаимосвязей потребностей и других мотивационно-личностных характеристик. Эффективность решения задач нравственно-волевого воспитания личности в спортивной деятельности требует такого педагогического взаимодействия, которое обеспечивает процесс трансформации потребностей от простейших потребностных состояний до мотивов конкретной деятельности и далее нравственной потребности в нравственно-волевом поведении. В реальности намеченной схемы развития потребностей убеждают |
17 человека. Гуманистические психологи исследуют, каким образом обучение и воспитание способствуют развитию творческих сил индивида. При этом имеются в виду не только способности к созданию конкретных продуктов, но и способности к творческому преобразованию человеческих возможностей. Они предлагают иерархию потребности человека, обосновывая, что любая его способность является потребностью, поскольку она стремится к реализации. Наиболее полная самореализация человека при этом та, которая приводит к развитию его индивидуальности, способствуя одновременно его любви к людям и человечеству. В процессе руководимой взрослыми и все более расширяющейся и содержательно углубляющейся с возрастом игровой деятельности в социальной среде ребенок постепенно овладевает общественно выработанными нормами поведения, приобретает морально-волевые качества, обеспечивающие его нравственную самодеятельность. В связи с этим развиваются и органические потребности ребенка, все больше утрачивая свой непосредственно биологический смысл, оказываясь в подчинении у высших, интеллектуальных и нравственных устремлений. Личность это моральная категория. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обществе, социуме, в системе групповых ценностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности. Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность в первую очередь предполагает ориентацию на частные, исторические, конкретные оценки других, сообщества. Нравственность же ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и ценности. С моральностью личности тесно связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести, где обязательства перед другими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах, как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сообществе. Вступая в данное сообщество, субъект |