Проверяемый текст
Капустин, Иван Георгиевич. Инновационный потенциал экономического развития региона : диагностика и факторы расширенного воспроизводства (Диссертация 2007)
[стр. 77]

потенциала на качественно новой основе инновационной экономики, экономики знаний.
Использование человеческого потенциала, наряду с сохранением количественных его параметров (общая, численность населения, его структура, продолжительность жизни,' рождаемость, смертность, определяющие в конечном итоге величину трудовых ресурсов), должно сопровождаться
непрерывным повышением его качественных характеристик (уровень жизни, образование, здоровье, культура и т.
п.), что требует
осуществления крупномасштабных инвестиций в соответствующие отрасли социальной сферы в рамках реализации, например, приоритетных национальных проектов.
Как уже было' сказано* выше, человеческое развитие зависит от удовлетворения трех потребностей — прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания, иметь доступ к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни, характеризующим такие измерения человеческого потенциала как долголетие, образованность и материальное благосостояние.
Это требует углубленного анализа влияния этих трех главных факторов на развитие человеческого потенциала в России и возможности доступа к ним.
со стороны отдельных регионов.
Для постсоветской России взаимосвязь этих трех факторов длительное время была несбалансированной при достаточно высоком уровне образования населения два остальных компонента развития существенно отставали.
Спад экономики, обусловленный трансформационным кризисом 1990-х годов, был преодолен только к 2006 г.
Экономический рост обеспечил сближение показателя душевого ВВП, рассчитываемого по паритету покупательной способности (ППС), с показателями» среднеразвитых стран Европы.
Однако длительный период экономического роста не сопровождался позитивными изменениями третьего важнейшего компонента развития человеческого потенциала —долголетия.
77
[стр. 123]

2.
Человеческий потенциал территориальной общности с точки зрения социального контекста, который помимо перехода к агрегированному человеческому потенциалу включает и межличностные взаимосвязи, опосредующие процесс воспроизводства личностного потенциала.
Это позволяет структурировать человеческий потенциал по «вертикали» и «горизонтали».
Так, в структуре человеческого потенциала по вертикали можно выделить два уровня: базовый (включает физическое, психическое и социальное здоровье человека) и деятельностный (представлен физиологическим, психологическим, интеллектуальным и культурным потенциалом).
Горизонтальное структурирование человеческого потенциала позволяет выделить следующие уровни его формирования: социально-организационный, экономический, социально-экологический и духовно-практический, трансформирующих его в человеческие ресурсы, человеческий капитал, жизненный и личностный потенциал соответственно.
Один из комплексных подходов количественно-качественной оценки человеческого потенциала разработан в Концепции развития человеческого потенциала ПРООН120, базирующейся на следующих исходных посылках: развитие человека отражает как процесс расширения экономического выбора, так и достигнутый уровень его благосостояния; благосостояние оценивается по возможности людей вести такую жизнь, которую они считают достойной; человеческое развитие критически зависит от удовлетворения трех потребностей прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания, иметь доступ к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни, характеризующих такие измерения человеческого потенциала как долголетие, образованность и материальное благосостояние; доход рассматривается как средство, расширяющее экономический выбор, то есть предоставляющее большую свободу и вариативность способов достижения избранных целей на соответствующем этапе жизненного цикла; 120ЬИр // Мг ипс!р оге 123

[стр.,149]

стоятельств и перейти к стратегии развития, учитывающей внутренние и внешние вызовы, опирающуюся на модель социального рыночного хозяйства.
Должны быть компенсированы глобальные потери и риски, возникшие в годы реформ, и созданы условия для воспроизводства и наращивания человеческого потенциала на качественно новой основе, приспособленной к инновационным и экономическим преобразованиям.
Поэтому А.С.
Дятлов, основываясь на рациональности человеческого поведения, в соответствии с концепцией Г.
Беккера, выделяет семь жестко фиксированных последовательных стадий функционального оборота человеческого 154 потенциала : инвестирование, накопление человеческого капитала, его использование, рост производительности труда, рост денежных доходов, рост уровня потребления, качества жизни, повышение материальной и моральной заинтересованности в новых инвестициях, новое инвестирование.
В условиях российской ментальности, три последних стадии не являются очевидными.
Вводя понятия «время одного оборота человеческого капитала», «скорость оборота», «число оборотов», фактически предполагается считать значимыми только инвестиции в формальное образование, имеющего значительную длительность и стоимость.
Кроме того, линейная зависимость между ростом человеческого капитала, ростом производительности труда, доходом и мотивациями представляется не вполне обоснованной.
Более вероятно, что если существует такая зависимость, то она нелинейная.
Использование человеческого потенциала, наряду с сохранением количественных его параметров (общая численность населения, его структура, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, определяющие в конечном итоге величину трудовых ресурсов), должно сопровождаться
непрерывном увеличением его качественных характеристик (уровень жизни, образование, здоровье, культура и т.п.), что требует крупномасштабных инвестиций в соответствующие отрасли социальной сферы в рамках реализации, например, приоритетных национальных проектов.
Результирующей состояния и эффек154Дятлов С А Основы теории человеческого капитала СПб Изл-во СПбУЭФ, 1994 С 25 149

[Back]