Проверяемый текст
Дёмин, Владимир Иванович; Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917-1945 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 121]

разоружившихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод»281 .
Отступление, наметившееся в 1938 г., во многом было вынужденным, проводилось под давлением углублявшихся кризисных явлений, особенно ярко проявившихся в
Экономикс.
Поэтому террор принял «спорадический и выборочный характер, стал скорее способом управления, а не истерической кампанией» ".
Точка была поставлена, и не было необходимости прибегать к таким мерам ежедневно.

Хотя массовые репрессии временно были приостановлено, система надзора органов НКВД над политическими настроениями населения продолжала
функционировать.
Так, в феврале 1940 г.
начальник УНКВД по Курской области Аксенов проинформировал секретаря обкома партии Доронина об общественно-политической обстановке, складывающейся в местном драматическом театре имени A.C.
Пушкина.
В докладной записке чекисты отмечали, что в театре «...отсутствует четкая репертуарная линия, художественное руководство не понимает стоящих в настоящий момент задач и не пытается создать театру
определенное творческое лицо.
Актеры не организованы и не сплочены в единый коллектив, молодые кадры воспитываются неудовлетворительно, руководство преувеличивает успехи и не видит недостатков, не прислушивается к голосу актеров, не знает настроений зрителей и не терпит
самокритики»283.
Сотрудники УНКВД показали себя серьезными и солидными, почти профессиональными театральными критиками.
По их оценке, вопросы репертуарной политики директор театра Яценко и художественный руководитель Канин разрабатывают «чрезвычайно примитивно и неорганизованно», «выбор пьес случаен и беспринципен».
В качестве доказательства приводится то обстоятельство, что в сезоне 1939-1940-х гг.

281 Цит.
по: Вороним П.
13 соответствии с укатанном ЦК I3K11 (б) // Служба безопасности.
1993.
№ 5-6.
С.2.
282 Хоскмиг Дж.
11стория Советского Союза ( 1917-1991).
Смолснск.2000.
C.
185.
:ю АУФСБ РФ КО.Ф.Ю.ОиЛ.Д.1 (1940 г.).Л.67.
[стр. 121]

i* местах, которые сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, привлекая к уголовной ответственности и подвергая аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований.
Такого рода факты имели место, как в центральном аппарате, так и на местах .
Отступление, наметившееся в 1938 г., во многом было вынужденным, проводилось под давлением углублявшихся кризисных явлений, особенно ярко проявившихся в
экономике.
Поэтому террор принял «спорадический и выборочный характер, стал скорее способом управления, а не истерической кампанией»257.
Точка была поставлена, и не было необходимости прибегать к таким мерам ежедневно.

Специфика ситуации 1930-х гг., а во многом и последующих десятилетий, заключается в том, что противоречивость социалистических по исходной направленности экономических преобразований, осуществляемых в рамках политического режима, делала непоследовательность сознания и поведения типичной едва ли не для всех общественных групп, придавала ей, по определению JT.A.
Гордона и Э.В.
Клопова258, всенародную распространенность.
Хотя массовые репрессии временно были приостановлено, система надзора органов НКВД над политическими настроениями населения продолжала,
и надо отметить успешно, функционировать.
Так, в феврале 1940 г.
начальник Управления НКВД по Курской • области Аксенов проинформировал секретаря обкома партии Доронина об общественно-политической обстановке, складывающейся в местном драматическом театре имени A.C.
Пушкина.
В докладной записке чекисты отмечали, что в театре «...отсутствует четкая репертуарная линия, художественное руководство не понимает стоящих в настоящий момент задач и не пытается создать театру
121 256Курицын В.М.
История государства и права России.
1929-1940.
М.,1998.С.12.
237ХоскингДж.
История Советского Союза (1917-1991).
Смоленск,2000.
— С.185.
258Гордон Л.А., Клопов Э.В.
Что это было?: Размышления о предпосылках того, что случилось с нами в 3040-е годы.
М.,1989.
С.222.


[стр.,122]

определенное творческое лицо.
Актеры не организованы и не сплочены в единый коллектив, молодые кадры воспитываются неудовлетворительно, руководство преувеличивает успехи и не видит недостатков, не прислушивается к голосу актеров, не знает настроений зрителей и не терпит
самокритики»259.
Сотрудники УНКВД показали себя серьезными и солидными, почти профессиональными театральными критиками.
По их оценке, вопросы репертуарной политики директор театра Яценко и художественный руководитель Канин разрабатывают «чрезвычайно примитивно и неорганизованно», «выбор пьес случаен и беспринципен».
В качестве доказательства приводится то обстоятельство, что в сезоне 1939-1940-х гг.

Курский драмтеатр редко обращался к отечественной классической драматургии: спектакль «Последние» по пьесе Горького получил много критических замечаний и нареканий, а принятая к постановке пьеса Лескова «Расточители» «не относится к лучшим образцам русской 260 классики» .
К тому же, как отмечалось в справке, гастроли театра им.
Пушкина в Москве в 1939 г.
«продемонстрировали отсутствие серьезной и глубокой 261 работы, невзыскательность и недостаточный художественный вкус» , как режиссера, так и актеров.
Это, прежде всего, касается спектаклей «Эмма Бовари» и «Горе от ума».
Однако, по мнению чекистов, уроков для себя из провала гастролей в столице руководство театра не извлекло.
Любопытно, что недоумение самих сотрудников органов безопасности вызвала замена уже анонсированной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» на пьесу Казакова «Чекисты», а также заявление художественного руководителя театра Канина, прозвучавшее при читке этой пьесы: «Когда мы будем репетировать «Чекистов», то на сцене повесим с 259АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОпЛ.ДЛ (1940 г.).Л.67.
260АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОпЛ.ДЛ (1940 г.)Л.67.
2 61АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОП.1.Д.1 (1940 г.)Л.68.

[Back]