Курский драмтеатр редко обращался к отечественной классической драматургии: спектакль «Последние» по пьесе Горького получил много критических замечаний и нареканий, а принятая к постановке пьеса Лескова •701 «Расточители» «...не относится к лучшим образцам русской классики»' . Любопытно, что недоумение самих сотрудников органов безопасности вызвала замена уже анонсированной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» на пьесу Казакова «Чекисты», а также заявление художественного руководителя театра Канина, прозвучавшее при читке этой пьесы: «Когда мы будем репетировать «Чекистов», то на сцене повесим с одной стороны портрет товарища Сталина, а с другой товарища Дзержинского. И актеры должны, глядя иа портреты, вдохновляться»285. Анализ докладной записки в определенной степени показывает, не только стремление курских чекистов проинформировать партийные органы о недостатках, имевших место в областном драматическом театре, но и одновременно свидетельствует о желании улучшить состояние дел в ведущем творческом коллективе области. Существенную карательную роль имели Особые совещания при НКВД. Они выносили решения, касающиеся всех мер наказания и преследования граждан. Сфера их влияния по мере накала репрессий, борьбы с инакомыслием расширялась. Нарком внутренних дел Л.П. Берия в служебной записке на имя И.В. Сталина ставил вопрос о предоставлении Особому совещанию НКВД ССССР права выносить окончательные приговоры вплоть до расстрела по делам о контрреволюционных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР. В ЦК ВКП (б) существовала специальная «Комиссия Политбюро Центрального Комитета ВКП (б) по судебным делам». Она носила различные названия «по политотделам», «по приговорам», «по делам о высшей мере ЛЛ / наказания», «по рассмотрению дел о высшей мере социальной защиты» . 2 8 4АУФСБ РФ КО.Ф. IО.Оп. I.д.I(1 940 г.).Л.67. 285 АУФСБ РФ КО.Ф. IО.Оп. 1.Д. I (1940 г.).Л.69. 286Сталинское Политбюро в 30-е годы: Сб. документов. М.,1995. С. 19. |
определенное творческое лицо. Актеры не организованы и не сплочены в единый коллектив, молодые кадры воспитываются неудовлетворительно, руководство преувеличивает успехи и не видит недостатков, не прислушивается к голосу актеров, не знает настроений зрителей и не терпит самокритики»259. Сотрудники УНКВД показали себя серьезными и солидными, почти профессиональными театральными критиками. По их оценке, вопросы репертуарной политики директор театра Яценко и художественный руководитель Канин разрабатывают «чрезвычайно примитивно и неорганизованно», «выбор пьес случаен и беспринципен». В качестве доказательства приводится то обстоятельство, что в сезоне 1939-1940-х гг. Курский драмтеатр редко обращался к отечественной классической драматургии: спектакль «Последние» по пьесе Горького получил много критических замечаний и нареканий, а принятая к постановке пьеса Лескова «Расточители» «не относится к лучшим образцам русской 260 классики» . К тому же, как отмечалось в справке, гастроли театра им. Пушкина в Москве в 1939 г. «продемонстрировали отсутствие серьезной и глубокой 261 работы, невзыскательность и недостаточный художественный вкус» , как режиссера, так и актеров. Это, прежде всего, касается спектаклей «Эмма Бовари» и «Горе от ума». Однако, по мнению чекистов, уроков для себя из провала гастролей в столице руководство театра не извлекло. Любопытно, что недоумение самих сотрудников органов безопасности вызвала замена уже анонсированной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» на пьесу Казакова «Чекисты», а также заявление художественного руководителя театра Канина, прозвучавшее при читке этой пьесы: «Когда мы будем репетировать «Чекистов», то на сцене повесим с 259АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОпЛ.ДЛ (1940 г.).Л.67. 260АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОпЛ.ДЛ (1940 г.)Л.67. 2 61АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОП.1.Д.1 (1940 г.)Л.68. |