полного освобождения территории региона в 1943 г. назывались органами военной прокуратуры321. В напряженные дни войны приходилось быстро подбирать новые кадры, без промедления обучать их и осуществлять всю сложную прокурорско-следственную работу. Находясь на военном положении, прокурорские работники обеспечивали надзор за исполнением законов военного времени, охрану общественного порядка и трудовой дисциплины, выявляли и привлекали к ответственности фашистских пособников. Население Курской области с началом войны оказалось в состоянии социальной травмы, при которой масштаб распространения и интенсивность проявления религиозности резко возрастали, что определило содержательную направленность религиозного сознания курян, возможность 322 воспользоваться правом веровать или нет ‘ . В числе первых шагов, предпринятых германской администрацией в оккупированном Курске, стало возобновление церковной службы. Подобными действиями комендатура и городская управа намеривались расположить население к новой власти. Согласно «Бюллетеню о положении в районах Курской области, временно оккупированной немецко-фашистскими войсками с 10 по 20 декабря 1941 г.» приводятся данные разведки, побывавшей в Курске: «В городе открыты и действуют три церкви: Казацкая, Ахтырская и Богуславская. Церкви посещают только старики и старухи» ‘ . На 27 марта 1942 г. действовало уже семь храмов, в которых служили бывшие священнослужители, работавшие до войны в различных учреждениях .1 Курска ~ . Верующее население региона, в основном женщины и старики, принимали участие в ремонте церквей. 139 321 Бобровским С.С. Становление и развитие территориальных органов прокуратуры СССР в Центральном Черноземье (1934-1953 гг.), Автореф. д н е .... канд. нет. КурскДООЗ. С. 18. 722 Демин В.И. Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917 1945 гг. (на материалах Курского края). Автореф. дне капд ист. наук. Курск,2005. С.20. 3:3 АУФСБ РФ КО.Ф.4 отд. У НКВД по Курской обл.Оп.1.Д.136.Л.75. 334 АУФСБ РФ КО.Ф.4 отд. У НКВД по Курской обл.О п.1.Д .!36Л.75. |
социально опасные режиму люди. И все же система вовсе не изменила в годы войны своей природы. Это сказалось не только на отношении к тем, чьи взгляды шли вразрез с официальной позицией, но и касалось, по сути, всего взрослого населения страны. Так, с целью снять ответственность с партийно-государственного руководства за поражения и огромные потери, было сфабриковано «дело» командования Западным фронтом, а также ряда генералов Северо-Западного и Южного фронтов. Причем в «воспитательных» целях приговор им зачитывался во всех воинских подразделениях действующей армии. Население Курской области с началом войны оказалось в состоянии социальной травмы, при которой масштаб распространения и интенсивность проявления религиозности резко возрастали, что определило содержательную направленность религиозного сознания курян. После мобилизации в Красную Армию и эвакуации на Восток рабочих промышленных на оккупированной территории остались преимущественно пожилые люди, женщины, дети. Именно они были основными носителями религиозного сознания. Особенно женщины матери, жены, сестры мужчин-воинов, которые молились за спасение близких, ушедших на фронт, за победу над врагом. Поэтому благодарственные проповеди об освободительной миссии немецкой армии не могли найти в регионе широкой поддержки. Действительно, какая женщина будет молиться за победу германских войск, когда ее сын или муж сражается с ними в рядах РККА? В основном это и определило содержательную направленность религиозного сознания жителей оккупированной Курской области. Национально-идентифицированная функция религии, которая оказалась актуальной для ряда западных областей Советского Союза, отступила здесь перед естественной в той конкретной ситуации компенсаторной ее функцией295. 295Добров П.В., Гридина И.Н. Православные верующие Украины в годы Великой Отечественной войны // Мы победу приближали как могли. Материалы Международной научной конференции, посвященной Великой Отечественной войне / Иод общ. ред. B.C. Порохни. Смоленск.2003. С.186. В числе первых шагов, предпринятых германской администрацией в оккупированном Курске, стало возобновление церковной службы в ранее закрытых, переоборудованных под склады, клубы, музеи, но не разрушенных храмах. Подобными действиями комендатура и городская управа намеривались расположить население к новой власти. Согласно «Бюллетеню о положении в районах Курской области, временно оккупированной немецко-фашистскими войсками с 10 по 20 декабря 1941 г.» приводятся данные разведки, побывавшей в Курске: «В городе открыты и действуют три церкви: Казацкая, Ахтырская и ЛЛ/ Богуславская. Церкви посещают только старики и старухи» . На 27 марта 1942 г. действовало уже семь храмов, в которых «служат бывшие священнослужители, работавшие до войны в различных 597 учреждениях Курска» . Верующие сограждане, утратившие надежду, разоренные войной, нищие, голодные, принимали участие в ремонте церквей, украшали их уцелевшими в домах иконами, богослужебными книгами. Открытие церквей сопровождалось пропагандистскими мероприятиями оккупационных властей. Например, как сообщали разведчики, в связи с возобновлением службы в кафедральном Сергиевском соборе 28 февраля 1942 г. по городу были расклеено до 200 типографских листовок. Специально изготовленные извещения сообщали, что в начале марта « ...с разрешения коменданта Курска состоится открытие Никитской церкви, на торжественное 298 освящение которой приглашаются все верующие» . Однако ни в коем случае нельзя рассматривать германских оккупантов как носителей христианской нравственности и христианского умонастроения. Идеология господствующей нацистской партии была резко противопоставлена православному христианству. И если в прифронтовой полосе, где власть находилась в руках военной администрации, верующие 296АУФСБ РФ КО.Ф.4 отд. УНКВД по Курской обл.Оп.!.Д.136Л.75. 297ЛУФСБ РФ КО.Ф.4 отд. УНКВД по Курской обл.Оп.1.ДД36.Л.75. 298АУФСБ РФ КО.Ф.4. отд. УНКВД по Курской обл.Оп.1.Д.137Л.110. |