Проверяемый текст
Дёмин, Владимир Иванович; Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917-1945 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 141]

отношения.
Поворот в отношениях оказался достаточно легким во многом благодаря позиции занятой самой церковью.
Постепенно наметились симптомы будущего сближения советского государства с церковью.
Не случайно руководство НКГБ СССР, учитывая, что письменные обращения митрополита Сергия и лидеров обновленцев ко всем верующим в связи с начавшейся агрессией Германии может оказать положительное влияние, потребовало от территориальных органов госбезопасности не чинить препятствий к их распространению328.

В сентябре 1941 г.
были закрыты антирелигиозные
периодические издания и прекращена антирелигиозная пропаганда, прекратил свое существование (без официального роспуска) «Союз воинствующих безбожников».
РПЦ разрешили открыть ряд новых приходов и возобновить богослужение в заброшенных и пустовавших храмах, было вновь замещено несколько архиерейских кафедр, совершались хиротонии, главным образом вдовых протоиереев уже преклонных лет, успевших получить духовное образование до революции.
Подавляющее большинство священнослужителей как на временно оккупированной, так и на освобожденной территории страны призывали верующих к стойкости, терпению, проявляли заботу о раненых, инвалидах, стариках, вдовах и детях.
Только по Курской области с марта 1943 г.
по январь 1945 г.
на нужды фронта было собрано 4 млн.
613 тыс.
257
рублей329.
Наибольшее усердие в сборе средств на оборону страны проявил настоятель Троицкой церкви
прогоирей Сергий (Добродицкий), первым в Курске выступивший с подобной инициативой и собравший вместе с прихожанами свыше 330 тыс.
рублей.
За свою патриотическую деятельность отец Сергий был отмечен городскими властями и удостоен благодарственной телеграммы патриарха Сергия: «Приветствую усердие жертвователей на оборону.
Призываю на всех Божие благословение».

(В дальнейшем судьба священника 3:8 АУФСБ РФ КО.Ф.Ю.ОП.2.Д.З (1941 г.).Л.62.
>гч Тюрина Л.В Государство и Русская Православная церковь: эво/ноция отношений.
1917-2009 гг.: Автореф.
д п с с ....
канд.
пет.
наук.
К урск\2000.-С .18.
141
[стр. 143]

человекоубийца нашел справедливую кару Божию.
Гитлер, подобно Наполеону, покусился на землю, где св.
Сергий проливал молитвы свои, где св.
Александр проливал кровь свою за родину свою.
Да благословит Бог Церковь стать всех нас на защиту родины нашей, да низложит и сокрушит безумного Гитлера, поджигателя мировой бойни.
Веруем, что бог с нами и с нами сила его»306.
Таким образом, уже в первые дни войны наметились симптомы будущего сближения советского государства с церковью.
Не случайно руководство НКГБ СССР, учитывая, что письменные обращения митрополита Сергия и лидеров обновленцев ко всем верующим в связи с начавшейся агрессией Германии может оказать положительное влияние, потребовало от территориальных органов госбезопасности не чинить препятствий к их распространению.

26 июня 1941 г.
глава Русской православной церкви, совершив в Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства, выразил надежду на то, что как гроза освежает воздух, так и настоящая военная гроза будет способствовать оздоровлению атмосферы духовной.
В январском послании 1942 г., обращенном к жителям оккупированных германской армией городов и сел, митрополит Сергий призвал их хранить верность родине и не становиться на путь предательства.
С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя патриаршего престола.
Священнослужители и прихожане собрали деньги на танковую колонну, получившего имя Дмитрия Донского, а на торжественной церемонии, посвященной передаче колонны Красной Армии, митрополит Киевский Николай назвал Сталина «нашим общим отцом».
Лояльность, проявленная православной церковью, не осталась без ответа со стороны советской власти.
В сентябре 1941 г.
были закрыты антирелигиозные
306АУФСБ РФ КО.ФЛО.Оп.2.Д.З (1941 г.).Л.70.


[стр.,144]

периодические издания и прекращена антирелигиозная пропаганда, прекратил свое существование (без официального роспуска) «Союз воинствующих безбожников».
Церкви разрешили открыть ряд новых приходов и возобновить богослужение в заброшенных и пустовавших храмах, было вновь замещено несколько архиерейских кафедр, совершались хиротонии, главным образом вдовых протоиереев уже преклонных лет, успевших получить духовное образование до революции.
В ноябре 1942 г.
два самых авторитетных митрополита, Московский Сергий и Ленинградский Алексий, были удостоены первых государственных наград.
А митрополита Киевского Николая советское правительство пригласило участвовать в работе Комиссии по расследованию фашистских злодеяний: он часто выезжал в прифронтовую полосу, совершал богослужения в местных храмах, исследовал разрушенные в ходе боевых действий церкви, беседовал с пострадавшими при немецкой оккупации и утешал их.
Подавляющее большинство священнослужителей как на временно оккупированной, так и на освобожденной территории страны призывали верующих к стойкости, терпению, проявляли заботу о раненых, инвалидах, стариках, вдовах и детях.
Только по Курской области с марта 1943 г.
по январь 1945 г.
на нужды фронта было собрано 4 млн.
613 тыс.
257
рублей307.
Наибольшее усердие в сборе средств на оборону страны проявил настоятель Троицкой церкви
протоирей Сергий (Добродицкий), первым в Курске выступивший с подобной инициативой и собравший вместе с прихожанами свыше 330 тыс.
рублей.
За свою патриотическую деятельность отец Сергий был отмечен городскими властями и удостоен благодарственной телеграммы патриарха Сергия: «Приветствую усердие жертвователей на оборону.
Призываю на всех Божие благословение».

3 07 Тюрина Л.В Государство и Русская Православная церковь: эволюция отношений.
1917-2000 гг.: Автореф.
дисс....
канд.
ист.
наук.
Курск,2000.
С.18.

[Back]