сложилась трагично. 3 мая 1945 г. он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что «...при оккупации Курска, т.е. в декабре 1941 г., добровольно поступил священником Троицкой церкви и, будучи враждебно настроен против советской власти, в интересах немецко-фашистских захватчиков при богослужениях в церкви проводил антисоветскую агитацию». И хотя в его защиту выступили прихожане, судебная коллегия по уголовным делам Курского областного суда на своем заседании 16 февраля 1946 г. приговорила Добродицкого к 8 годам лишения свободы). Важной вехой духовного возрождения стала историческая встреча 4 сентября 1943 г. в Кремле трех высших иерархов Русской православной церкви со Сталиным. В ходе состоявшейся беседы были положительно решены вопросы о необходимости созыва Собора епископов Русской православной церкви и избрании патриарха (пост этот пустовал с 1925 г., когда умер последний из патриархов Тихон), об открытии новых приходов, духовных учебных заведений, выпуске церковных изданий. Чуть позднее церкви было разрешено приобретать здания и предметы культа. И хотя деятельность церкви продолжала оставаться под контролем НКГБ, в стране стали открываться храмы, несколько затих процесс травли и преследования служителей культа. Согласно статистическим данным на 1 октября 1944 г. сотрудниками УНКГБ по Курской области было «арестовано 13 552 человека, в том числе 38! агент немецких разведывательных органов, 12 898 активных фашистских пособников и предателей, 273 человека разного антисоветского элемента»330. Многие из так называемых «активных пособников» и «антисоветчиков» на сегодня реабилитированы, что еще раз говорит о тотальном государственном контроле советских властей над гражданами, их стремлении «свалить» свои ошибки и просчеты на представителей собственного народа. Известный 1 4 2 3,0 АУФСБ РФ КО. Ф.4 отд. У НКВД по Курской обл.О п.1.Д.5Л.69. |
В дальнейшем судьба священника сложилась трагично. Архиепископом Курским Питиримом за «...отсутствие должного пастырского смирения и послушания, злоупотребление своим влиянием на пасовых, не соответствие пастырских приемов, предъявляемых уставом церковным к православному пастырю» он был переведен в отдаленный приход. 3 мая 1945 г. отца Сергия арестовали по обвинению в антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что «...при оккупации Курска, т.е. в декабре 1941 г., добровольно поступил священником Троицкой церкви и, будучи враждебно настроен против советской власти, в интересах немецкофашистских захватчиков при богослужениях в церкви проводил антисоветскую агитацию». И хотя в его защиту выступи прихожане, судебная коллегия по уголовным делам Курского областного суда 16 февраля 1946 г. приговорила Добродицкого к 8 годам лишения свободы. (Через 45 лет решение суда было отменено и Добродицкий реабилитирован). Патриотическая, антифашистская позиция церкви не могло не повлиять на религиозную политику советской власти, которая в своих и внутриполитических, и внешнеполитических планах отводила церкви немаловажную роль. Важной вехой духовного возрождения стала историческая встреча 4 сентября 1943 г. в Кремле трех высших иерархов Русской православной церкви со Сталиным. В ходе состоявшейся беседы были положительно решены вопросы о необходимости созыва Собора епископов Русской православной церкви и избрании патриарха (пост этот пустовал с 1925 г., когда умер последний из патриархов Тихон), об открытии новых приходов, духовных учебных заведений, выпуске церковных изданий. Чуть позднее церкви было разрешено приобретать здания и предметы культа. И хотя деятельность церкви продолжала оставаться под контролем НКГБ, в стране стали открываться храмы, несколько затих процесс травли и преследования служителей культа. В ноябре 1941 г. Народный комиссариат юстиции СССР разъяснил, что пропаганда и агитация, идущие вразрез с официальными взглядами в условиях военного времени, караются расстрелом. В лагерях сняли репродукторы. По тюрьмам и лагерям прокатилась волна массовых расстрелов. В числе казненных в первые месяцы войны были многие деятели оппозиции, вся вина которых заключалась лишь в их былом инакомыслии. У заключенных, по их свидетельствам, была примета если очередной массовый расстрел, значит, сдан еще какой-либо город или окружена группировка Красной Армии. Недоверие к командным кадрам вызвало введение вновь института военных комиссаров. В колхозах и совхозах были возрождены политотделы. В мае 1942 г. Прокурор СССР потребовал привлечь к уголовной ответственности по ст.58-1 «а» УК РСФСР не только тех, кто служил оккупационному режиму, но и тех, кто «выполнял указание по сбору продовольствия, фуража и вещей» для немцев. Под такое определение могли попасть даже те граждане, у которых насильно изымалось вышеуказанное имущество, а также те, кто, не имея средств к существованию, работал на 108 предприятиях и в организациях . Согласно статистическим данным на 1 октября 1944 г. сотрудниками УНКГБ по Курской области было «арестовано 13 552 человека, в том числе 381 агент немецких разведывательных органов, 12 898 активных фашистских пособников и предателей, 273 человека разного антисоветского элемента»309. Многие из так называемых «активных пособников» и «антисоветчиков» на сегодня реабилитированы, что еще раз говорит о тотальном государственном контроле советских властей над гражданами, их стремлении «свалить» свои ошибки и просчеты на представителей собственного народа. Известный сталинский приказ №270 от 16 августа 1941 г. гласил, что 308 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.,1993. С.39-41. 309АУФСБ РФ КО. Ф.4 отд. УНКВД по Курской обл.Оп.1.Д.5Л.69. |