Проверяемый текст
Дёмин, Владимир Иванович; Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917-1945 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 24]

общества.
Происходило огосударствление общественных но своей природе институтов, независимых от государства социальных институтов не существовало.
Примат интересов государства вступал в противоречие с интересами его граждан и общества.
Советская власть была основана на новых отношениях собственности.
В стране победившей пролетарской революции было установлено господство одной идеологии, что в последующем, с конца 1920-х гг., вылилось в личное господство И.В.
Сталина.
Достижение успеха для «вождя всех народов» было невозможно без грубого насилия, поэтому опора на ВЧК-ОГПУ-11КВД-НКГБ-МГБ стала частью его стратегических целей.
Все это имело определяющее значение при исследовании научной проблемы.
Понятие «нарушение прав человека» в годы советской власти несло чаще всего лишь идеологическую нагрузку и имело отношение, к западным странам.
Тем самым, исследователи лишались возможности объективно рассматривать природу и характер
соблюдения прав гражданина и личности в советском обществе, а любого несогласного с политическим режимом официальные власти объявляли едва ли не «агентом империализма».
Априори считалось, что в годы советской власти против построения «подлинно народного государства» могут выступать лишь враги и отщепенцы, а значит сознательного и организованного сопротивления этой власти быть не может.
Приверженцев данного подхода к исследуемой нами проблеме ничуть не смущало то, что политический режим уже в первые послереволюционные годы не претерпел серьезных изменений, а новая власть в полной мере не только унаследовала, но и усовершенствовала как аппарат, так и формы и методы
нарушения прав сограждан.
Как ни боролись большевики с тайной политической полицией, как ни призывал В.И.
Ленин уничтожать жандармов, полицейских и провокаторов, но при строительстве государственной машины выяснилось, что без политического сыска государство существовать не может, какими бы
24
[стр. 20]

Глава 1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ИНАКОМЫСЛИЕМ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ И ПРАКТИКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 1.1 ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО БОРЬБЕ С ИНАКОМЫСЛИЕМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В последние годы, наряду с популярной сегодня дискуссией об исторической самобытности российской цивилизации, все чаще предметом специального исследования становятся отдельные аспекты проблемы взаимоотношений власти и оппозиции.
На наш взгляд, два ключевых обстоятельства наложили значительный отпечаток на характер отношения органов государственной власти и управления к инакомыслящим в России: гипертрофированная роль государства и особенности менталитета россиян.
Первое сложилось во многом под влиянием татаро-монгольского ига и в ходе борьбы за его свержение.
Второе складывалось и оформлялось на протяжении всей истории российского общества.
Понятие «инакомыслие» в годы советской власти несло чаще всего лишь идеологическую нагрузку и связывалось, как правило, с действиями спецслужб зарубежных государств.
Тем самым, исследователи лишались возможности объективно рассматривать природу и характер
инакомыслия в советском обществе, а любого несогласного с политическим режимом официальные власти объявляли едва ли не «агентом империализма».
Одновременно, пытаясь показать «монолитное единство» советских людей, отсутствие в стране любых проявлений инакомыслия, сторонники такого подхода вольно или невольно прерывали ту традицию, которая возникла еще в раннем российском средневековье, которая сводилась к

[стр.,21]

неизбежности конфликта между властью и народом, между господствующей идеологией и интересами конкретной личности.
Априори считалось, что в годы советской власти против построения «подлинно народного государства» могут выступать лишь враги и отщепенцы, а значит сознательного и организованного сопротивления этой власти быть не может.
Приверженцев данного подхода к исследуемой нами проблеме ничуть не смущало то, что политический режим уже в первые послереволюционные годы не претерпел серьезных изменений, а новая власть в полной мере не только унаследовала, но и усовершенствовала как аппарат, так и формы и методы
борьбы с инакомыслием.
Само понятие «инакомыслие» часто применялось в обществоведческой литературе советского периода отечественной истории.
Особенно по научному атеизму, научному коммунизму, в некоторых изданиях по истории.
Но, как правило, его употребляли лишь в религиоведческом контексте.
В литературе 1930-х начала 1960-х гг.
такого термина не было вообще.
В изданиях второй половины 1960-х —середины 1970-х гг.
«инакомыслие» стало тождественно понятию «диссиденство», что было оправдано лишь отчасти.
В книгах и публикациях середины 1970-х —середины 1980-х гг.
термин «диссиденство» полностью вытеснил понятие «инакомыслие».
Только в полном «Словаре русского языка» дается определение составной части исследуемого нами вопроса: «инакомыслящий имеющий иной, не сходный с кем-либо образ мысли, иные убеждения, взгляды»31.
Впрочем, такая формулировка не дает полного представления об общественном характере этого явления.
Советский «Энциклопедический словарь», не давая термина «инакомыслие», раскрывает понятие «диссидент», причем делает это весьма тенденциозно.
«Диссидент, говориться в нем, в государствах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, 31Словарь русского языка.
В 4-х т / Под ред.
Л.П.
Евгеньевой.
М.Д 985-1988.
—Т.1.
М.,1985.
С.396.


[стр.,24]

реальной и потенциальной оппозиции, оценку реальности угроз существования власти, а также экономическому могуществу ее олигархической прослойки37.
Как ни боролись большевики с тайной политической полицией, как ни призывал В.И.
Ленин уничтожать жандармов, полицейских и провокаторов, но при строительстве государственной машины выяснилось, что без политического сыска государство существовать не может, какими бы
передовыми лозунгами не руководствовалось.
В работе «Государство и революция» (август-сентябрь 1917 г.) В.И.
Ленин поставил целый ряд задач, направленных на «слом старой 38 государственной машины и создание новой» , результатом чего должно было в перспективе стать отмирание государства и права.
В частности, вождь российского пролетариата планировал передать функции управленческого аппарата выборным представителям народа, заменить кадровую армию всеобщим вооружением народа, полицию народной милицией, а тайную политическую полицию, ведавшую «делами» инакомыслящих, т.е.
не согласных с официальной идеологией, разогнать и запретить.
Карательная политика царизма была одним из основных катализаторов революционного процесса, стимулов роста движения инакомыслящих.
События Октября 1917 г.
перевели задачу борьбы государства с инакомыслием в новую плоскость.
Как отметил A.A.
Данилов, с одной стороны, несмотря на публичные заявления лидеров большевиков об уничтожении старого государственного аппарата, этот аппарат сохранился.
С другой он еще более усовершенствовался в ходе реализации коммунистической доктрины39.
Получив власть в стране и возможность реализовать ленинские идеи на практике, большевики пошли по совсем иному пути.
Существенных перемен 37 Шаваев А.Г., Лекарев С.В.
Разведка и контрразведка.
Фрагменты мирового опыта истории и теории.
М.,2003.
-146.
38Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
T.33.
С.44.
39Данилов A.A.
История инакомыслия в России: Советский период.
1917-1991 гг.
M..I997.
-С .18.

[Back]