Проверяемый текст
Дёмин, Владимир Иванович; Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917-1945 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 50]

как о надстройке над материальным базисом.
Наконец, духовенству и монашествующим лицам было отказано в праве голоса как «нетрудящимся элементам».
Реализация Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в Курской губернии проходила в виде «...красногвардейской атаки на религию, порождая у некоторых представителей новой власти иллюзию о возможности полного уничтожения религии в ближайшем
будущем»123.
В сентябре 1918 г.
по доносу одного из жителей с.
Никольниково Рыльского уезда Курской губернии чекисты арестовали
и расстреляли священника местной церкви Федора Абрамова «как контрреволюционера, вредящего работе революции».
При обыске следователем Рыльской уездной ЧК М.
Бродским, были обнаружены и приобщены к материалам дела официально изданная в 1910 г.
брошюра «Можно ли отождествлять христианство с социализмом?», три номера православного журнала «Духовная беседа» за 1917-1918 гг., ноты гимна «Боже, царя храни!».

Изъяты были и печатные тексты обращения патриарха Тихона «Возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской» от 19 января и от 5 марта 1918 г.

По опубликованным самой ВЧК сведениям на территории Советской Республики в 1918 г.
было расстреляно 897 священнослужителей.
Ряд современных исследователей считает, что число убитых священников и активно защищающих православие мирян было значительно больше.
Так, H.A.
Кривова пишет о 3 тыс.
расстрелянных служителях культа в первый год
красного террора123, а Ю.В.
Васильев считает, что в 1918-1922 гг.
было казнено 10 тысяч представителях духовенства и активно защищавших православие
мирянах123.
50 123 Раков В.В., Емельянов С.Н.
Курская епархия в
годы фажданекой войны // Ю г России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура.
Белгород, 1998.
С.94,
124 Кривова 1I.A.
Власть и церковь в 1922-125 гг.
Политбюро и ГПУ в борьбе
та церковные ценности и политическое подчинение духовенства.
М.,1997.
С.
14-15.

125 Васильев 10.
Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг.
// Вопросы истории.
1993.

№8.
С.43.
[стр. 42]

Реализация Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в Курской губернии проходила в виде «...красногвардейской атаки на религию, порождая у некоторых представителей новой власти иллюзию о возможности полного уничтожения религии в ближайшем будущем»96.
Согласно инструкции ВЧК, высшего, по определению Н.
Верта, «оружия осуществления воли пролетариата»97, принятой 1 декабря 1918 г., в обязанности уездных чрезвычайных комиссий входило не только производство дознания, применение мер пресечения и предупреждения, наблюдение за революционным порядкОхМ в своем районе, но и надзор за настроениями вышеназванных слоев населения.
Чтобы иметь сведения из волостей и сел, уездные ЧК должны были поддерживать связь с «...надежными партийными товарищахми, которые дают им сведения о контрреволюционной агитации кулаков, попов и прочих Oft белогвардейцев, пристроившихся в деревнях» .
В феврале 1919 г.
для борьбы с контрреволюцией в мелкобуржуазной среде, среди интеллигенции и служителей культа был создан Секретный (в последствии Секретно-политический) отдел ВЧК и соответствующие отделы на местах.
Реально контроль над духовенством сотрудники ВЧК осуществляли и ранее.
В сентябре 1918 г.
по доносу одного из жителей с.
Никольниково Рыльского уезда Курской губернии чекисты арестовали
священника местной церкви Федора Абрамова.
При обыске следователехМ Рыльской уездной ЧК М.
Бродским, были обнаружены и приобщены к материалам дела официально изданная в 1910 г.
брошюра «Можно ли отождествлять христианство с социализмом?», три номера православного журнала «Духовная беседа» за 1917-1918 гг., ноты гимна «Боже, царя храни!».

96 Раков В.В., Емельянов С.Н.
Курская епархия в
годи гражданской войны // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура.
Белгород,1998.
—С.94.

97Верт II.
История советского государства.
1917-1991.
М.,1992.
-С.130.
98Лубянка.
ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГГ>.
1917-1960.
-М .,1997.-С .9.


[стр.,43]

Изъяты были и печатные тексты обращения патриарха Тихона «Возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской» от 19 января и от 5 марта 1918 г.
Следствие продолжалось два дня.
Но и этого оказалось достаточно, чтобы вынести обвинительное заключение.
«Рассмотрев дело по обвинению священника Абрамова в контрреволюционной деятельности, выражавшейся в агитации против СНК, распространении контрреволюционных книг и брошюр, как-то призыв «смиренного Тихона Московского к братии архипастырей и пастырей» к восстанию против декрета об отделении церкви от государства, писал сотрудник Политического отдела при Курской ГЧК Добродецкий, а также, принимая во внимание, что обвиняемым велись беседы с красноармейцами чисто контрреволюционного характера, то есть он призывал пропустить нехмцев в Россию для устройства порядка, говорил о неправильнее разделе земли народу», власти постановили гражданина Абрамова расстрелять «как контрреволюционера, вредящего работе революции».
По опубликованным самой ВЧК сведениям на территории Советской Республики в 1918 г.
было расстреляно 897 священнослужителей.
Ряд современных исследователей считает, что число убитых священников и активно защищающих православие мирян было значительно больше.
Так, H.A.
Кривова пишет о 3 тыс.
расстрелянных служителях культа в первый год
QQ красного террора , а Ю.В.
Васильев считает, что в 1918-1922 гг.
было казнено 10 тысяч представителях духовенства и активно защищавших православие
мирянах100.
В Курской губернии к середине 1919 г.
сотрудниками ЧК и красноармейцами было расстреляно 22 священнослужителя епархии101, среди 99Кривова H.A.
Власть и церковь в 1922*125 гг.
Политбюро и ГПУ в борьбе
за церковные ценности и политическое подчинение духовенства.
М.,1997.
С.14-15.

100Васильев Ю.
Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг.
// Вопросы истории.
1993.

-Х°8.
-С .43.
101Емельянов С.Н.
Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов управления в губерниях Центрального Черноземья.
1917-1922.
М.
Курск,2001.
С.65.

[Back]