Проверяемый текст
Дёмин, Владимир Иванович; Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917-1945 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 51]

В Курской губернии к середине 1919 г.
сотрудниками ЧК и красноармейцами было расстреляно 22 священнослужителя
епархии126, среди которых наибольшей известностью и любовью прихожан выделялся епископ Белгородский Никодим (Кононов).
«Курские епархиальные ведомости» в
1991 г.
писали, что ныне канонизированный епископ не вмешивался в политическую жизнь, его проповеди обличали насилие, грабежи, убийства и призывали «...паству к учению Христа, утверждая, что законы Божии выше человеческих.
Причем проповеди его отличались необыкновенной силой, богословской красотой, выразительностью и
убедительностью»127.
Нельзя не отметить, что руководители правоохранительных органов постоянно сохраняли собственное видение содержания и способов проведения «религиозной политики».
И поэтому всячески отстаивали, а можно сказать и защищали свою «самостоятельность» в церковном вопросе.
«Мое мнение: церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме, писал Ф.Э.
Дзержинский в декабре 1920 г.
ближайшему соратнику М.Я.
Лацису,
поэтому церковную политику должна вести ВЧК, а не кто-либо другой.
Лавировать может только
1 ВЧК для единственной цели разложения попов» .
Председатель Всероссийской ЧК изложил стратегическую задачу.

Л на некоторых вопросах тактики, уже более конкретно остановился начальник Секретного отдела центрального аппарата Самсонов: «Линия, принятая ВЧК, по разрушению религии с практической стороны, в принципе, верна, за исключением вопроса о возможности разложения религии из центра, через лиц, занимающих высшие посты церковной иерархии.
Исходя из этих соображений, а, также приняв во внимание и то, что низшее молодое белое духовенство, правда, в незначительной своей части, безусловно, прогрессивно, реформистки и даже революционно настроено по отношению
126 Емельянов С.Н.
Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов управления в губерниях
Центральной» Черноземья.
1917-1922.
М.
Курск\2001.
С.65.
127 Новомучен икн Курской епархии // Курские епархиальные ведомости.
1991.
-№ 8(18).

128 Цит.
по: Воздвиженский В., Семин П.
Из какого сплава сделан «железный» Феликс // Служба безопасности: Новости разведки и контрразведки.
1998.
4-2.
С.З.
5 1
[стр. 43]

Изъяты были и печатные тексты обращения патриарха Тихона «Возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской» от 19 января и от 5 марта 1918 г.
Следствие продолжалось два дня.
Но и этого оказалось достаточно, чтобы вынести обвинительное заключение.
«Рассмотрев дело по обвинению священника Абрамова в контрреволюционной деятельности, выражавшейся в агитации против СНК, распространении контрреволюционных книг и брошюр, как-то призыв «смиренного Тихона Московского к братии архипастырей и пастырей» к восстанию против декрета об отделении церкви от государства, писал сотрудник Политического отдела при Курской ГЧК Добродецкий, а также, принимая во внимание, что обвиняемым велись беседы с красноармейцами чисто контрреволюционного характера, то есть он призывал пропустить нехмцев в Россию для устройства порядка, говорил о неправильнее разделе земли народу», власти постановили гражданина Абрамова расстрелять «как контрреволюционера, вредящего работе революции».
По опубликованным самой ВЧК сведениям на территории Советской Республики в 1918 г.
было расстреляно 897 священнослужителей.
Ряд современных исследователей считает, что число убитых священников и активно защищающих православие мирян было значительно больше.
Так, H.A.
Кривова пишет о 3 тыс.
расстрелянных служителях культа в первый год QQ красного террора , а Ю.В.
Васильев считает, что в 1918-1922 гг.
было казнено 10 тысяч представителях духовенства и активно защищавших православие мирянах100.
В Курской губернии к середине 1919 г.
сотрудниками ЧК и красноармейцами было расстреляно 22 священнослужителя
епархии101, среди 99Кривова H.A.
Власть и церковь в 1922*125 гг.
Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства.
М.,1997.
С.14-15.
100Васильев Ю.
Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг.
// Вопросы истории.
1993.
-Х°8.
-С .43.
101Емельянов С.Н.
Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов управления в губерниях
Центрального Черноземья.
1917-1922.
М.
Курск,2001.
С.65.


[стр.,44]

которых наибольшей известностью и любовью прихожан выделялся епископ Белгородский Никодим (Кононов).
«Курские епархиальные ведомости» в
1919 г.
писали, что ныне канонизированный епископ не вмешивался в политическую жизнь, его проповеди обличали насилие, грабежи, убийства и призывали «...паству к учению Христа, утверждая, что законы Божии выше человеческих.
Причем проповеди его отличались необыкновенной силой, богословской красотой, выразительностью и
убедительностью»102.
В то же время, в сохранившемся в архиве УФСБ РФ по Курской области заявлении бывшего председателя Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов и Белгородского Военно-революционного комитета Л.А.
Меранвиля от 12 мая 1919 г., адресованном в Курский губком РКП (б), мы читаем: «...Я не поклонник Белгородской ЧК и ее деятельности, но могу сказать, пристрастиям к расстрелу она вряд ли страдала.
Казнь архиерея Никодима, наглого гетманского палача, использовавшего тайну исповеди для шпионажа и поимки большевиков, вряд ли революционная власть вменит в вину ЧК»103.
В годы гражданской войны ВЧК еженедельно готовила сводки о политической ситуации в стране, в которых в специальном разделе «Духовенство» отражались настроения служителей культа, отношение к декрету об отделении церкви от государства, другим актам советской власти, Белому движению.
Так, применительно к Курской губернии, в одном из таких документов за 1919 г.
сообщалось: «Духовенство с нетерпением ждет прихода Деникина.
Духовенство, как в городе, так и в уездах ведет себя двояко: одна часть сочувствует коммунистам и агитирует за них, другая попрежнему держится на стороне деникинцев»104.
Нельзя не отметить, что руководители ВЧК, а затем и ОГПУ СССР, постоянно сохраняли собственное видение содержания и способов 102Новомучсники Курской епархии // Курские епархиальные ведомости.
1991.
№8(18).

103АУФСБ РФ КО.ГАОПИ КО.Ф.Ю.Оп.2.Д.1.
(1922 г.)Ш.52.
104Цит.
по: Одинцов М.И.
Государство и церковь (История взаимоотношений).
—М., 1991.
—С.22.


[стр.,45]

проведения «религиозной политики».
И поэтому всячески отстаивали, а можно сказать и защищали свою «самостоятельность» в церковном вопросе.
«Мое мнение: церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме, писал Ф.Э.
Дзержинский в декабре 1920 г.
ближайшему соратнику М Л .

Лацису, поэтому церковную политику должна вести ВЧК, а не кто-либо другой.
Лавировать может только
ВЧК для единственной цели разложения попов»105.
Председатель Всероссийской ЧК изложил стратегическую задачу.

А на некоторых вопросах тактики, уже более конкретно остановился начальник Секретного отдела центрального аппарата Самсонов: «Линия, принятая ВЧК, по разрушению религии с практической стороны, в принципе, верна, за исключением вопроса о возможности разложения религии из центра, через лиц, занимающих высшие посты церковной иерархии.
Исходя из этих соображений, а, также приняв во внимание и то, что низшее молодое белое духовенство, правда, в незначительной своей части, безусловно, прогрессивно, реформистки и даже революционно настроено по отношению
к перестройке церкви, Секретный отдел ВЧК за последнее время в своих планах по разложению церкви сосредотачивает все свое внимание именно на поповскую массу, и что только через нее мы сможем путем долгой, напряженной и кропотливой работы разрушить и разложить церковь до конца»106.
На совместном заседании Курского губкома РКП (б) и губисполкома в марте 1920 г.
председатель местной ЧК М.И.
Лебедев отмечал, что одна из главных задач, стоящих перед сотрудниками «..
.работа по духовенству.
А в Курской губернии, в частности, такая работа не очень легкая, ввиду реакционно-настроенного духовенства, как черного, так и, в большинстве своем, белого.
Но все-таки уже в белом духовенстве наблюдается определенная симпатия к Советской власти.
Часть из них, а именно 103 Цит.
по: Воздвиженский В., Семин П.
Из какого сплава сделан «железный» Феликс // Служба безопасности: Новости разведки и контрразведки.
1998.
№1-2.

С.З.
106Цит.
по: Одинцов М.И.
Государство и церковь в России.
XX век.
М..1994.
С.25.

[Back]