Проверяемый текст
Дёмин, Владимир Иванович; Борьба партийно-государственных органов с инакомыслием в советской провинции: 1917-1945 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 73]

справедливо подчеркивал: «Свобода критики никогда не являлась большевистским лозунгом.
Большевики всегда понимали, что в единой боевой партии критика неизбежно должна носить ограниченный, практически деловой, но ни в коем случае не принципиальный
характер»182.
Архивные источники позволяют сделать вывод о сопротивлении, как правило, пассивном, значительной массы крестьянства мероприятиям партии и правительства, проводимым в деревне.
Понимание перспектив собственного масштабного разорения отразило и политические
настроения крестьянства18.
Тотальная система контроля над духовной жизнью курян,
1 Я Д как считает профессор З.Д.
Ильина , не давала возможности открыто выражать
свое мнение, но традиционное в России устное народное творчество продолжало пополняться и в советское время прибаутками, анекдотами, частушками, стихами.
Тайно переписанные стихи, в узком кругу рассказанные анекдоты или брошенные в эмоциональном порыве остроумные высказывания в адрес руководителей коммунистической партии и правительства становились объектом оперативно-розыскной деятельности работников ОГПУ.

В середине 1920-х гг.
курские чекисты фиксировали распространение на селе анонимных документов, критикующих, как правило, политику хлебозаготовок и сбор налогов («...
Сижу я в ветхой избенке, / Душа наполнена страданьем...
/ Собрал хлебные излишки.
/ Думал улучшить свое хозяйство./
А тут требуют подотишки./ Что тут делать? Надо платить./ Покряхтел, покряхтел / И давай хлеб вывозить.
/ Ну, и уплатил слава богу...
/
Пусть побегают босиком / Наши ребятишки» .
К 1929 г.
в общественном сознании в складывающихся социальноэкономических условиях формировалось ожидание войны, возможность
182Цит.
по: I ульбинский Н.
Оппозиция // Огонек.
1990.—№3.
С.9.

1 я Карнассвцч В.Г..
Кариасевич Е.В.
тема протеста тоталитаризму в народном творчестве в 1928-1929 годах: на материалах
ПН ОГПУ но Центрально»Черноземной области // Культура в истории России: прошлое и настоящее.
Курск,2001.
С.82.

184 Ильина З.Д.
Инакомыслие как духовно-культурная позиция молодежи и интеллигенции
И Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК ОГПУ НКВД / Под ред.
Б.Д.
Беспарточного.
Курск, 1998.

С.47.
ш АУФСБ РФ КО.Ф.10.ОП.1.Д.4.
(1928 г.)Л .23.
73
[стр. 75]

Иными словами, функции судебных органов были окончательно узурпированы партийной и исполнительной властью.
Создание теоретического задела способствовало проведению политических процессов «второго поколения».
В 1922 г.
на скамье подсудимых оказались представители иной идеологии — партии правых, а затем и левых эсеров.
Судили, прежде всего, партию (инакомыслие), а затем уже преступников.
Следственный аппарат все больше руководствовался политической линией, а не действующим законодательством и на этот счет были соответствующие директивные указания.
Достаточно сказать, председатель Совнаркома Рыков, выступая в 1928 г.
на Пленуме ЦК ВКП (б) утверждал, что партия должна подчинять общественные процессы вопросам политики, а принцип наказания виновных по справедливости называл абстрактным и 178 никому не нужным .
Страна вступала, по определению A.A.
Данилова, в период перерастания авторитарного политического режима 1920-х гг.
в тоталитарный —сталинский..
Во внутрипартийных дискуссиях в это время лейтмотивом становилось требование отказа меньшинства от отстаиваемых им взглядов.
Один из видных теоретиков большевиков в этой связи справедливо подчеркивал: «Свобода критики никогда не являлась большевистским лозунгом.
Большевики всегда понимали, что в единой боевой партии критика неизбежно должна носить ограниченный, практически деловой, но ни в коем случае не принципиальный
характер»179.
В этих условиях на долгие годы творчество деятелей культуры и искусства было ограничено (но и оно жестоко преследовалось) поисками оптимальных вариантов «социалистического строительства» при монопольном положении ВКП (б) КПСС.
Любой намек на отход от единой (к тому времени уже 178Звягинцев В.
Указ.
соч.
С.26.
179Цит.
по: Гульбинский Н.
Оппозиция // Огонек.
1990.
№3.
С.9.


[стр.,76]

сталинской) линии в любом вопросе был равнозначен антисоветскому выступлению и подлежал суровому наказанию...
Остававшиеся секретными до начала 1990-х гг.
документы и материалы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД и РКП (б) ВКП (б) сегодня являются достоверными историческими источниками и объективным свидетельством современников о реальном положении населения СССР в годы форсированной индустриализации и сплошной коллективизации.
Обзоры политического состояния Центрально-Черноземной области, докладные записки местных полномочных представителей ОГПУ, в том числе и Курского, Белгородского и Льговского округов, предназначались ранее исключительно для первых руководителей, а потому значительно отличались 1сл от официальной пропаганды .
Рассекреченные архивные материалы позволяют сделать вывод о сопротивлении, как правило, пассивном, значительной массы крестьянства мероприятиям партии и правительства, проводимым в деревне.
Понимание перспектив собственного масштабного разорения отразило и политические
181 настроения крестьянства .
Тотальная система контроля над духовной жизнью курян,
как считает З.Д.
182 Ильина , не давала возможности открыто выражать своё мнение, но традиционное в России устное народное творчество продолжало пополняться и в советское время прибаутками, анекдотами, частушками, стихами.
Тайно переписанные стихи, в узком кругу рассказанные анекдоты или брошенные в эмоциональном порыве остроумные высказывания в адрес руководителей коммунистической партии и правительства становились объектом оперативно-розыскной деятельности работников ОГПУ.

180 Загоровский П.В.
Социально-политическое развитие сельского населения Центрально-Черноземного региона России во второй половине 1920-хпервой половике 1930-х гг.: Автореф.
дисс....
докт.
ист.
наук.
-М ., 1999.
18 1 Карнасевич В.Г..
Карнасевич Е.В.
тема протеста тоталитаризму в народном творчестве в 1928-1929 годах: на материалах
ПП ОГПУ по Центральночерноземной области // Культура в истории России: прошлое и настоящее.
Курск,2001.
С.82.

182 Ильина З.Д.
Инакомыслие как духовно-культурная позиция молодежи и интеллигенции // Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК ОГПУ НКВД / Под ред.
Б.Д.
Беспарточного.
Курск, 1998.


[стр.,77]

В середине 1920-х гг.
курские чекисты фиксировали распространение на селе анонимных документов, критикующих, как правило, политику хлебозаготовок и сбор налогов («...
Сижу я в ветхой избенке, / Душа наполнена страданьем...
/ Собрал хлебные излишки.
/ Думал улучшить свое хозяйство./
Л тут требуют подотишки./ Что тут делать? Надо платить./ Покряхтел, покряхтел / И давай хлеб вывозить.
/ Ну, и уплатил слава богу...
/
I Пусть побегают босиком / Наши ребятишки» .
К 1929 г.
в общественном сознании в складывающихся социальноэкономических условиях формировалось ожидание войны, возможность
интервенции со стороны европейских государств как альтернативы насильственным социалистическим преобразованиям: «...И наши братья изза границы / Сюда орлами прилетят.
/ И самолеты, будто птицы, / Начнут Советы изгонят»184.
А со следующего года в стихотворениях неизвестных доморощенных поэтов звучат уже откровенно враждебные нотки: «...
Проклятье Ленину навеки / Он нас, бродяга, разорил.
/ Стой, рабочий и крестьянин.
/ Час избавления пробил.
/ Польется кровь тогда рекой / Из проклятых палачей.
/ Разгоним власть своей рукой / Наших мучителей вождей.
/ Кооперация есть смерть народу.
/ Не уничтожайте частную торговлю»185.
Соответственно, сотрудники ОГПУ по Центрально-Черноземной области отмечали рост антисоветских листовок и прокламаций: ноябрь 1928 IЙ й г.
8 обнаруженных документов, март 1929 г.
—12, апрель 1929 г.
41 .
Борьба с религией в советском государстве представляла собой своеобразную «битву за умы».
Коммунисты частично преуспели в своей агитации среди молодежи, но сломить пассивное сопротивление церкви им не удавалось.
Воинствующее, зачастую безграмотное безбожие, насаждаемое административными методами, не имело шансов на успех.
т АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОпЛ.Д.4.
(1928 г.)Л.23.
184АУФСБ РФ КО.ФЛО.ОП.1.Д.2.
(1929 г.).Л.16.
ш АУФСБ РФ КО.Ф.Ю.ОпЛ.Д.1.
(1930 г.).Л.8.
186АУФСБ РФ КО.Ф.Ю.Оп.1.Д.2.
(1928 г.).Л.20.

[Back]