2.6. Методы организации и проведения формирующего эксперимента Второй этап экспериментальной части исследования проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета со студентами 4 и 5 курсов. Для проведения формирующего эксперимента были выделены две контрольные и две экспериментальные группы с примерно одинаковым уровнем сформированности потребности в художественном творчестве. Немаловажным является то, что за исходную позицию формирующего эксперимента мы приняли наличие начального уровня формирования художественно-творческой потребности в виде влечения к деятельности в области организация внутреннего пространства и определенного уровня развития интереса как основного мотива к данному виду деятельности. Целью формирующего эксперимента являлось повышение сформированности потребности в художественно-творческой деятельности посредством развития эмоционально-мотивационной сферы личности и творческой активности студентов на занятиях по проектированию интерьера школьной среды. В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи: расширение эмоционально-мотивационной сферы личности студента на основе формирования и развития знаний умений и навыков, способствующих достижению положительного результата в процессе выполнения учебно-творческих заданий по проектированию интерьера; развитие познавательно-творческой активности студентов через увеличение количества композиционно-творческих проектных заданий, построенных на основе межпредметных связей с другими специальными дисциплинами, а также на разновидность организации интерьерной среды; построение процесса выполнения учебно-творческих работ в соответствие со строгой методической последовательностью и основными 155 |
2.2. Определение критериев уровня сформированноети художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой. Экспериментальное исследование по формированию художественнотворческих потребностей студентов художников проводилось на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета, на факультете дизайна Столичного гуманитарного института и на художественно-графическом отделении педагогического колледжа №16 С АО г. Москвы в течении трех лет в период с 2002 по 2005 гг. включительно. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий эксперимент (2002 2003 уч. г.), формирующий эксперимент (2003 2004 уч. г.), контрольный (сравнительный) эксперимент (2004 — 2005 уч. г.). В ходе проведения экспериментальной работы было задействовано более ста студентов. На этапе предшествовавшем констатирующему эксперименту мы встали перед проблемой выделения определенных критериев оценки сформированноети потребности в художественно-творческой деятельности. В процессе теоретического анализа исследований в области психологии личности и художественной педагогики, а также наблюдений за учебно-творческой деятельностью студентов на занятиях в скульптурной мастерской и анализа конечного продукта студенческих работ нами были определены следующие параметры, ориентируясь на которые можно выявить критерии для оценки уровня сформированноети художественно-творческой потребности студентов. Данные параметры включают в себя: во-первых, показатели, относящиеся к личностным качествам, проявляющимся в процессе учебно-творческой деятельности студентов; во-вторых, показатели уровня сформированноети теоретических 111 2.3. Методы организации и проведения формирующего эксперимента Второй этап экспериментальной части исследования проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета, на факультете дизайна Столичного гуманитарного института и на художественно-графическом отделении педагогического колледжа №16 С АО г. Москвы со студентами 2 и 3 курсов. Для проведения формирующего эксперимента были выделены две контрольные и две экспериментальные группы, с примерно одинаковым уровнем сформированности потребности в художественном творчестве. Немаловажным является то, что за исходную позицию формирующего эксперимента мы приняли наличие начального уровня формирования художественно-творческой потребности в виде влечения к деятельности в области изобразительного искусства и определенного уровня развития интереса, как основного мотива к данному виду деятельности. Целью формирующего эксперимента являлось повышение сформированности потребности в художественно-творческой деятельности посредством развития эмоционально-мотивационной сферы личности, и творческой активности студентов на занятиях по скульптуре. В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи: расширение эмоционально-мотивационной сферы личности студента на основе формирования и развития знаний умений и навыков, способствующих достижению положительного результата в процессе выполнения учебно-творческих заданий по скульптуре; развитие познавательно-творческой активности студентов через увеличения количества композиционно-творческих заданий построенных на основе межпредметных связей с другими специальными дисциплинами, а так же на разнообразии видов и жанров скульптуры; 127 построение процесса выполнения учебно-творческих работ в соответствие со строгой методической последовательностью и основными фазами творческого процесса. Взаимосвязь познавательных и творческих потребностей с интересами, выступающими основными мотивами деятельности была рассмотрена нами в первой главе диссертационного исследования. Также мы установили на основе анализа научной литературы, что творческая активность личности как выражение определенного уровня формирования художественно-творческой потребности является наиболее существенным для нас показателем. На основе наблюдения за деятельностью студентов мы можем оценить интенсивность учебно-творческого процесса в сфере деятельности связанной с изобразительным искусством, в частности скульптурой. Так как уровень устойчивости и широты художественно-творческой потребности сказывается на предпочтении личностью определенных видов деятельности и се направленность на более или менее широкий спектр объектов, в процессе проведения формирующего эксперимента мы ориентировались на разнообразие заданий и задач связанных с их выполнением. Именно на основе разнообразия видов изобразительной деятельности в рамках рисунка и живописи строил свою методику преподавания великий русский художник-педагог, воспитавший целую плеяду выдающихся художников, П. П. Чистяков (95, 133, 135). Художественно-творческая потребность, относясь к сфере художественно-эстетических потребностей личности, направлена в первую очередь не на потребление искусства, посредством восприятия и эмоционально-чувственного переживания, а на процесс художественного творчества процесс создания произведения искусства. Самостоятельная художественно-творческая деятельность подкреплеш1ая положительной эмоциональной мотивацией достижения результата, динамична и не остается на одном и том же уровне до достижения результата. В процессе 128 |