каждого успешного результата, вместе с этим очень важно, чтобы в случае неудачи уровень притязаний не снижался, а стимулировалось развитие поисково-познавательной стороны деятельности с целью преодоления препятствий и реализации поставленных целей и задач. Чем выше мотивация достижения, тем более развитой становится потребностная сторона художественно-творческого процесса. Таким образом, можно с практической стороны подойти к тому, что художественно-творческая потребность не потребность в наслаждении искусством не только с точки зрения его восприятия, потребления, но с активной позиции процессуальной стороны его создания во всем многообразии и богатстве видов и средств. Трудности, испытываемые студентами в процессе удовлетворения потребности в творчестве, в идеале, должны стимулировать работу по совершенствованию как теоретических знаний, так и практических умений и навыков. Основными принципами, которыми мы пользовались на этапе формирующего эксперимента, были: соединение и взаимодействие теории и практики; обобщение опыта полученного на каждом этапе обучения; переход от простых заданий к более сложным, требующим активизации творческих усилий личности; широкие межпредметные связи. В процессе работы мы использовали различные формы работы со студентами (лекция, самостоятельная работа, выполнение заданий под непосредственным руководством педагога, домашние задания). Направленные на формирование художественно-творческих потребностей в целом и решение частных задач, поставленных в соответствии с общей целью экспериментальной работы, а также следующие известные в педагогике методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, наблюдение, метод личного показа), объяснительно158 |
г осознанно, тем самым, развивая активность личности. На этом фоне потребность в достижении успеха, более высоких результатов в художественно-творческого процесса возрастает и качественно трансформируется. Мотивация достижения цели увеличивает притязания личности после каждого успешного результата, вместе с этим очень важно, чтобы в случае неудачи уровень притязаний не снижался, а стимулировалось развитие поисково-познавательной стороны деятельности с целью преодоления препятствий и реализации поставленных целей и задач. Чем выше мотивация достижения, тем более развитой становится потребностная сторона художественно-творческого процесса. Таким образом, можно с практической стороны подойти к тому, что художественно-творческая потребность не потребность в наслаждении искусством не только с точки зрения его восприятия, потребления, но с активной позиции процессуальной стороны его создания во всем многообразии и богатстве видов и средств. Трудности испытываемые студентами в процессе удовлетворения потребности в творчестве, в идеале, должны стимулировать работу по совершенствованию как теоретических знаний, так и практических умений и навыков. Основными принципами, которыми мы пользовались на этапе формирующего эксперимента были: псоединение и взаимодействие теории и практики; обобщение опыта полученного на каждом этапе обучения; переход от простых заданий к более сложным и требующим активизации творческих усилий личности; широкие межпредметные связи. В процессе работы мы использовали различные Формы работы со студентами (лекция, самостоятельная работа, выполнение заданий под непосредственным руководством педагога, домашние задания) 130 направленные на формирование художественно-творческих потребностей в целом и решение частных задач поставленных в соответствие с общей целью экспериментальной работы, а также следующие известные в педагогике методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, наблюдение, метод личного показа), объяснительноиллюстративный метод, метод проблемного обучения, практические методы (работа с натуры и по представлению), поисковый метод. В рамках лекций проводилось изучение теоретических основ связанных с созданием скульптурных произведений, знакомство с историей и технологией скульптуры. В качестве практических заданий мы использовали упражнения связанные с формальной стороной пластического построения произведения скульптуры, композиционнотворческие и направленные на изучение натуры задания. Многие упражнения мы связывали с другими специальными дисциплинами и видами изобразительных искусств. Вместе с тем следует отметить, что, в учебном плане на долю самостоятельной работы студентов отводится значительное количество часов (объем часов отведенных на самостоятельную работу превышает часы, отведенные на аудиторные занятия: 94 часа по учебному плану отводится на аудиторную работу и 156 на самостоятельную). Однако этот ресурс не всегда используется в практике преподавания скульптуры. Содержание экспериментальной программы можно условно разделить на три взаимосвязанных и тесно взаимодействующих между собой блока: 1. Приобретение и практическое освоение знаний, умений и навыков композиционного и конструктивно-пластического построения скульптурного произведения: упражнения репродуктивного и формального характера направленные на пластическое построение трехмерного объема в скульптуре. 2. Выполнение учебных постановок направленных на изучение и 131 творческое осмысление натуры. |