Студенты высокого уровня, как правило, успешно выполняют учебные задания. Вместе с тем педагогу необходимо поддерживать интерес к учебно-творческой деятельности и направлять деятельность в поисково-творческое русло, так как зачастую успех на определенном этапе провоцировал на повторы, использование удачных схем деятельности и следование по выработанным шаблонам. Для студентов высокого уровня задача грамотно выполнить предварительный эскиз является рядовой, нс представляет собой проблему, не стимулирует к поиску, а значит, к развитию. В этой группе студентов мы чаще других применяли метод проблемного обучения через постановку более сложных задач, связанных с созданием художественного образа проектируемой среды. В целях активизации творческо-поисковой направленности деятельности студентов мы уделяли большое внимание разнообразию . заданий, нацеленных на решение проектной задачи разной степени сложности. Также следует отметить тот факт, что научить творчеству нельзя. Можно лишь создать условия, мотивационную базу и стимулировать формирование потребности в творчестве. Для большей объективности данного утверждения нужно сказать, что в процессе проведения формирующего эксперимента, несмотря на положительную динамику у большинства студентов, были и такие, кто сознательно уклонялся от выполнения поставленных педагогом задач и откровенно игнорировал художественно-творческую направленность процесса обучения. К счастью, таких были единицы. Но это также говорит о том, что в гуманитарных и педагогических науках должна существовать определенная поправка при анализе результатов. Если при экспериментальной работе в точных науках можно создать условия, максимально приближенные к идеалу, создать изолированную среду для получения объективных данных на определенном отрезке времени, то в процессе преподавания следует учитывать активное влияние внешних факторов. К подобным факторам 186 |
При проведении экспериментальной работы, мы активно использовали метод индивидуальной работы со студентами в зависимости от уровня сформированносги художественно-творческих потребностей. В каждой группе, соответствующей высокому, среднему и низкому уровню мы применяли как общие для всех групп методы и приемы, так и дополнительные для каждой группы. При работе со студентами низкого уровня мы чаще использовали метод наглядной демонстрации, объясняли последовательность исполнения работы, применяли метод аналогий, перенося смысл объясняемой темы на более простую и знакомую, проводили параллели с рисунком и живописью, давали дополнительные домашние задания по развитию умений и навыков. В работе со студентами среднего уровня мы использовали те же методы, что и со студентами низкого уровня, но предлагали более сложные изобразительные задачи. Студенты высокого уровня, как правило, успешно выполняют учебные задания. Вместе с тем педагогу необходимо поддерживать интерес к учебно-творческой деятельности и направлять деятельность в поисково-творческое русло, так как, зачастую, успех на определенном этапе провоцировал на повторы, использование удачных схем деятельности, а следовательно следование выработанным шаблонам. Для студентов высокого уровня задача грамотно выполнить этюд является рядовой, не представляет собой проблему, не стимулирует к поиску, а значит к развитию. В этой группе студентов мы чаще других применяли метод проблемного обучения, через постановку более сложных задач связанных с созданием художественного образа. В целях активизации творческо-поисковой направленности деятельности студентов мы уделяли большое внимание разнообразию заданий, нацеленных на решение пластических задач разной степени 156 сложности. Также следует отметить тот факт, что научить творчеству нельзя. Можно лишь создать условия, мотивационную базу и стимулировать формирование потребности в творчестве. Для большей объективности данного утверждения нужно сказать, что в процессе проведения формирующего эксперимента, несмотря на положительную динамику у большинства студентов были и такие, кто сознательно уклонялся от выполнения поставленных педагогом задач и откровенно игнорировал художественно-творческую направленность процесса обучения. К счастью, таких были единицы. Но это, также говорит о том, что в гуманитарных и педагогических науках должна существовать определенная поправка при анализе результатов. Если при экспериментальной работе в точных науках можно создать условия максимально приближенные к идеалу, создать изолированную среду для получения объективных данных на определенном отрезке времени, то в процессе преподавания следует учитывать активное влияние внешних факторов. К подобным факторам можно отнести социальную экономическую ситуацию, общественные стереотипы заложенные в сознание и поведение каждого отдельно взятого человека, индивидуальные способности, отвлекающие факторы. Таким образом, процесс формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях по любой специальной дисциплине должен происходить в тесном взаимодействии педагога и студента, основанном на искреннем желании заниматься творчеством, воспринимать информацию, быть открытым для нового. Предложенные нами задания, отраженные в экспериментальной программе, позволяют на наш взгляд, оптимизировать процесс обучения основам скульптуры. Вместе с тем, они способствуют развитию творческой направленности деятельности студентов, формированию устойчивых интересов, а как следствие формированию устойчивой художественно-творческой потребности выраженной в сознательной 157 |