Проверяемый текст
Мамонтов Константин Вадимович. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой (Диссертация 2006)
[стр. 19]

творческой деятельности.
В современной
педагогической науке на сегодняшний день сложилось более или менее единое представление о фазах творческого процесса.
Я.
А.
Пономарев на основе анализа работ Т.
Рибо, Г.
Уоллеса, Б.А.
Лезина, П.
К.
Энгельмейера, А.
М.
Блоха, Ф.
Ю.
Левинсон-Лессинга делает вывод, что в большинстве случаев ученые выделяют четыре наиболее общих фазы творчества: подготовка на сознательном уровне как некоторое особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой интуитивного проблеска новой идеи; созревание идеи на бессознательном уроне, инкубация направляющей идеи; вдохновение, представляющее собой переход бессознательного содержания в сознание появление идеи, замысла, решения задачи на гипотетическом уровне; развитие идеи, замысла на сознательном уровне, окончательное оформление и
проверка.(89) Наряду с такой обобщенной классификацией фаз творческого процесса существуют также более широкие концепции.
Б.
Ф.
Ломов при рассмотрении проблемы взаимосвязи обучения и познания, деятельности и общения определил и охарактеризовал фазы творческой активности личности.
Согласно его классификации на первой фазе формируется концепция произведения, накапливается подготовительный материал, продумывается общий строй произведения.
На следующем этапе происходит целеполагание, выполняется подготовительная работа в виде предварительных наметок, серии работ, являющихся промежуточными, объединенными общим смыслом и направленными на отдаленную цель, которая на третьем этапе дробится на
более конкретные, ближайшие задачи и подзадачи.
На третьей фазе начинает работать механизм ориентировочно-исследовательской
19
[стр. 22]

Рассматривая творчество как процесс, мыслители со времен античности поднимают проблему стадий, фаз, этапов протекания творческой деятельности.
В современной
психологической науке на сегодняшний день сложилось более или менее единое представление о фазах творческого процесса.
Я.
А.
Пономарев на основе анализа работ Т.
Рибо, Г.
Уоллеса, Б.А.
Лезина, П.
К.
Энгельмейера, А.
М.
Блоха, Ф.
Ю.
Левинсон-Лессинга делает вывод, что в большинстве случаев ученые выделяют четыре наиболее общих фазы творчества: подготовка на сознательном уровне как некоторое особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой интуитивного проблеска новой идеи; созревание идеи на бессознательном уроне, инкубация направляющей идеи; вдохновение, представляющее собой переход бессознательного содержания в сознание — появление идеи, замысла, решения задачи на гипотетическом уровне; развитие идеи, замысла на сознательном уровне, окончательное оформление и
проверка.(117) Наряду с такой обобщенной классификацией фаз творческого процесса, существуют также более широкие концепции.
Б.
Ф.
Ломов при рассмотрении проблемы взаимосвязи обучения и познания, деятельности и общения определил и охарактеризовал фазы творческой активности личности.
Согласно его классификации на первой фазе формируется концепция произведения, накапливается подготовительный материал, продумывается общий строй произведения.
На следующем этапе происходит целеполагание, выполняется подготовительная работа в виде предварительных наметок, серии работ являющихся промежуточными, объединенными общим смыслом и направленными на отдаленную цель, которая на третьем этапе дробится на
22

[стр.,23]

более конкретные, ближайшие задачи и подзадачи.
На третьей фазе начинает работать механизм ориентировочно-исследовательской
деятельности, происходит построение цепочки ближайших и отдаленных целей.
Постепенно решаются вспомогательные задачи разного уровня сложности и значимости.
Трудности, связанные с передачей всей полноты эмоционального и смыслового содержания в процессе реализации замысла создают противоречие, толкающее на поиск новых форм и способов удовлетворения художественной потребности.
На четвертой фазе начинает работать воображение, не отягощенное проблемой решения подготовительных задач и подчиненное только поставленной цели.
Воображение на фоне эмоционального подъема несет в себе функцию катарсиса эмоционального очищения, когда эстетические переживания достигают кульминации, блокируя чувства низших уровней.
На заключительной фазе происходит завершение творческого процесса сопровождаемое чувством удовлетворения.
Завершение работы формирует предпосылки для дальнейшей активной творческой деятельности.
Освобождение от эмоционального напряжения накопленного в процессе решения творческих задач, способствует личностному росту, переходу на новый уровень самоутверждения и самореализации личности.
(77).
А.
Л.
Галин предлагает еще более обширную классификацию этапов творческого процесса, разработанную на основе изучения психологических особенностей творческого поведения.
Каждый этап представляется как состояние и процесс, в котором пребывает человек на пути творчества.
Связь всех стадий творчества автор представляет в виде окружности.
Центром и отправной точкой творческого процесса является интерес, а человек находится одновременно в трех точках круга, объединенных последовательно, пребывая в трех смежных состояниях, одно их которых доминирует на каждом этапе.
При этом «центр тяжести» постоянно смещается.
«Триада» включает в себя следующее состояние, а 23

[Back]