вузов. Результаты анализа наблюдений за работой студентов и анализа учебных работ позволили нам сделать определенные выводы о том, что в процессе освоения основ проектирования студенты в силу нехватки опыта (это вполне закономерно, так как для многих проектирование явилась новым видом дизайнерской деятельности) ориентировались в первую очередь на копирование готовых решений, не всегда подходящих к ситуации проектного задания. Активный творческий поиск, направленный на создание композиционного замысла или хотя бы внесение законченных образных харакгеристик в предварительные эскизы у подавляющего большинства студентов отсутствовал. Мы связали данную тенденцию в первую очередь с тем, что из-за недостаточности прочной теоретической базы, практически освоенной и сознательно применяемой студентами в работе, они вынуждены неосознанно заниматься декорированием, копированием готовых решений. Вместе с тем украшательство еще не несет в себе художественнопркактической значимости организации среды. Таким образом, создание образа проектного замысла, посредством творческою поиска направленного на выявление внутренних взаимосвязей, выявлять эмоционально-смысловое содержание в форэскизе или макете, представляющие собой основу творческого подхода, отходили у студентов на второй план. Сталкиваясь с трудностями в процессе учебно-творческой деятельности и не имея надежного инструментария, студенты теряли мотивацию к деятельности в области проектирования. Традиционная программа ориентирована на студентов, уже обладающих определенным набором умений и знаний в области проектирования среды, и не включает в себя упражнений, направленных на отработку более глубоких навыков и анализа проектирования, дающего возможность осознанно подходить к созданию образа проектными средствами. 193 |
действительности средствами скульптуры. Также нами были отмечены высокие результаты в овладении профессиональными знаниями умениями и навыками. В отличие от студентов, входящих в контрольную группу, они легко самостоятельно выполнили подготовительные эскизы к однофигурной композиции и выполнили ее в пластилине или глине. Большинство работ отличалось оригинальностью и целостностью. Студенты уверенно и системно преступили к работе над портретом. Первоначально большинством студентов экспериментальной группы были подготовлены графические эскизы, выстроены каркасы в соответствии с задуманной композицией. В процессе работы над портретом студенты экспериментальной группы, в большей степени нежели студенты контрольной группы, уделяли внимание поиску композиционного решения этюда, созданию образа портретируемого. При анализе их работы была выявлена осознанность в выборе средств композиции и пластических приемов. Работа велась довольно грамотно в соответствии с академической последовательностью. Экспериментальный этап исследования направленный на формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой позволил нам практически подтвердить теоретические предположения сделанные в процессе изучения проблемы потребностей и их роли в становлении и развитии творчески активной личности в процессе занятий скульптурой. Подведем итог и проанализируем этапы экспериментальной работы. При проведении констатирующего эксперимента были выявлены определенные проблемы связанные с выполнением, как натурных постановок, так и творческих заданий, содержащихся в программе дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия» для художественнографических факультетов педагогических вузов. Результаты анализа наблюдений за работой студентов и анализа учебных работ, позволили нам сделать определенные выводы о том, что в 163 процессе освоения основ скульптуры студенты в силу нехватки опыта (это вполне закономерно, так как для многих скульптура явилась новым видом изобразительной деятельности), ориентировались в первую очередь на репродуцирование натуры и компиляцию в композиционных заданиях. Активный творческий поиск, направленный на создание художественного образа или хотя бы внесение образных характеристик в натурные этюды у подавляющего большинства студентов отсутствовал. Мы связали данную тенденцию в первую очередь с тем, что из-за отсутствия прочной теоретической базы практически освоенной и сознательно применяемой студентами в работе, они вынуждены «вслепую» бороться с материалом все свои силы, направляя на достижение сходства с натурой. Вместе с тем, внешнее сходство еще не несет в себе художественно-творческих характеристик. Таким образом, создание образа и, посредством творческого поиска направленного на выявление внутренних взаимосвязей, выявлять эмоционально-смысловое содержание этюда или композиции, представляющие собой основу творческого подхода, отходили у студентов на второй план. Сталкиваясь трудностями в процессе учебно-творческой деятельности, и не имея надежного инструментария, студенты теряли мотивацию к деятельности в области скульптуры. Традиционная программа ориентирована на студентов уже обладающих определенным набором умений и навыков работы с объемной пластикой и не включает в себя упражнений направленных на отработку формальной стороны построения скульптурного произведения, дающей возможность осознанно подходить к созданию образа средствами скульптуры. Также для определения уровня сформированности потребности в художественно-творческой деятельности и степени понимания сути процесса творчества было проведено анкетирование студентов. Из анализа проведенного анкетирования наглядно видно, что большая часть студентов 164 |